Впечатления от первого проезда по Крымскому мосту (2018 г.)

Событие, которого ждали больше двух лет, состоялось: 16 мая по Крымскому мосту поехали первые автомобили. Мы следили за важными этапами этой грандиозной и по своим масштабам, и по решаемым задачам стройки. И хотя день открытия со всей очевидностью становился всё ближе, это событие почему-то оказалось неожиданным и наполненным ощущением чуда.

Для многих людей сам процесс строительства стал естественной частью жизни: кто-то просто не забывал о мосте и радовался новостям со стройки, а кто-то детально изучал технические решения, сроки сдачи каждого элемента, ответственность мостотрядов, замечал ежедневные изменения на строительных площадках, с жадностью поглощая любую новую информацию. Всё это уже стало историей по отношению к автомобильному сообщению между двумя берегами и, как подобает воспоминаниям, начинает вызывать ностальгическую грусть по тому времени, когда все ещё предвкушали возможность за 15 минут пересечь пролив на своём автомобиле.

Конечно, впереди ещё железнодорожный мост, строительство трассы «Таврида» и других объектов, но фундаментальная задача уже решена. И ясно, что всё остальное — просто неизбежность, требующая лишь запланированного на реализацию времени. Не знаю, кто и как воспринял первый проезд по мосту, но известно: что даётся хотя бы с небольшим усилием, переживается глубже и запоминается сильнее. А поэтому предложение пресс-службы Крымского моста проснуться в 2 часа ночи и в 3 быть на точке сбора первой «гражданской» автоколонны было воспринято с энтузиазмом.

Вооружившись национальными знамёнами, в указанный час мы уже стояли в одном из глухих центральных районов города, на Ворошиловском кольце, откуда хорошо просматривались манящие огни моста и автомобильных подходов. За минуты собралось полсотни машин, и колонна тронулась в путь. Хотя до моста было рукой подать, мы, как того требует текущая транспортная логистика, отправились в противоположном направлении на выезд из города. К удивлению, там образовалась пробка и движение остановилось. Минут через 10 всё разрешилось — похоже, это объяснялось тем, что в это время дорожные службы как раз открывали прямой маршрут на Феодосию, который был пару месяцев недоступен по причине необходимого ремонта.

Колонна остановилась в середине автоподходов, у поста дорожно-патрульной службы, а байкеры собирались сразу за развязкой у Феодосийской трассы. Двухчасовое ожидание позволило людям пообщаться, сделать фотографии и видеорепортажи. Среди участников было множество журналистов и блогеров. Приехали и руководители различных керченских учреждений: довелось встретить директора Керченского музея-заповедника с сотрудниками, представителей городской администрации и настоятеля храма Андрея Первозванного протоиерея Николая Зинькова с семьёй. Последний известен по событиям Русской весны и является членом общественного совета Крымского моста — он же проводил освящение обеих фарватерных арок перед началом их транспортировки. Повстречали и своих знакомых: как керчан, что неудивительно, так и приехавших специально за 300 с лишним километров с севера Тавриды.

Движение началось в 5:50 вместе с первыми лучами солнца. Мы ехали по новой четырёхполосной ярко освещённой трассе с широкими обочинами и раздельным движением, над которой проносились путепроводы, эстакады и новые коммуникации. Мелькали мысли о том, как рождаются смелые идеи, а затем системным трудом тысяч людей воплощаются в столь зримые и востребованные сооружения. На нетронутом прежде пустыре пролегла оживлённая магистраль, и теперь эти древние керченские холмы предстанут взору миллионов гостей полуострова. Да и сами жители Керчи увидели свой город совершенно по-новому, переживая смешанные чувства знакомого и неизведанного.

Незаметно мы оказались на мосту — под колёсами часто и монотонно стучали стыки между секциями, отмеряя один за другим массивные опоры, уходящие сваями глубоко под землю. Каждый пролёт — это гигантское сооружение из металла и бетона, на фоне которого отдельный человек почти незаметен. Ощущение громадности свершения усиливалось с каждым новым стуком мостовой трассы — а они всё повторялись, десятки и сотни раз, — 19 километров невероятного по объёму труда.

В этот момент прекрасно понимаешь, что какой бы ни была сложной задача, при постоянстве и целеустремлённости сплочённых единой целью людей, она может быть реализована. Как нам, пережившим десятилетия упадка, разорения, безудержного грабежа, единоличия и безразличия, не хватало примеров такой разумной и созидательной работы. Подобные свершения без слов и лозунгов воспитывают в людях любовь к отечеству и стремление трудиться на благо своего народа.

Событие, которого ждали больше двух лет, состоялось: 16 мая по Крымскому мосту поехали первые автомобили.-4

Мы беспрепятственно неслись над водной преградой, всё выше поднимаясь к чайкам над морской гладью и снующими по проливу кораблями. Кто-то ехал неторопливо, пытаясь не упустить подробностей, а кто-то рвался вперёд, желая поскорее достичь материка. Благо, две полосы позволяют свободно ехать и тем, и другим. Рабочие, которые в это время строили железнодорожный мост, объявили перерыв и махали первым проезжающим, снимая начало движения на смартфоны.

Событие, которого ждали больше двух лет, состоялось: 16 мая по Крымскому мосту поехали первые автомобили.-5

Арки служили своеобразным рубиконом, где встретились транспортные потоки с обоих берегов пролива. Конечно, когда навстречу несутся сотни автомобилей, ощущение совсем иное, чем во время последнего пресс-тура. Пассажиры приветствовали друг друга жестами, развевающимися на ветру флагами и автомобильными гудками. В некоторых машинах с люками люди вставали во весь рост. Захватывало чувство национального единения, ощущение историчности момента, исполнившейся несбыточной мечты о преодолении грозного географического барьера.

Всегда скептично относился к байкерскому движению, но этот день был особенным — многие сотни всадников на «железных конях» ехали бесконечными колоннами по встречным полосам и, несомненно, своим участием создали атмосферу праздника. Было много российских флагов, встречались имперские знамёна и, что особенно символично, стяги Новороссии, которая родилась в России на месте Дикого поля и, будем надеяться, вернётся в её состав вслед за Тавридой.

Очутившись на таманской стороне, озарённой контрастными розовыми цветами восходящего солнца, пришлось снова поразиться стремительным изменениям, произошедшим всего за 20 дней. Например, второстепенные здания и прилегающая к центру управления движением территория находились во время последнего визита в состоянии строительства — а теперь они полностью закончены и благоустроены. На километры проложены рельсы будущей железной дороги, а ведь в прошлый раз по основанию громадной траншеи ещё ездили грузовики.

Таманские автоподходы продолжают возводиться, не все развязки готовы, многое ещё не обустроено, в том числе заправочные станции. Все работы планируется завершить до конца года вместе с двумя полосами «Тавриды» до Симферополя. Керчь уже почувствовала облегчение от сокращения транзитного движения с переправы: на городских дорогах стало ощутимо свободнее — транспортная дирекция отчитывается о единицах перевезённых за сутки легковых автомобилей.

Событие, которого ждали больше двух лет, состоялось: 16 мая по Крымскому мосту поехали первые автомобили.-7

От появления моста выиграли многие: со временем он постепенно изменит экономику и облик обоих берегов, теперь объединённых в единое жизненное пространство. Что говорить, если в тот же день вечером нас навестили друзья из посёлка Сенной, которые так просто — через Керченский пролив — приехали на чай и через час отправились обратно. Теперь и жители некогда окраинной и тупиковой Керчи могут в любое время отправиться в гости, за покупками, хорошим кубанским вином или просто в ближайший IMAX-кинотеатр, не беспокоясь о погоде, часах ожидания на пароме и, конечно, больших затратах на билеты. Будем надеяться, что упущение местных властей в виде отсутствия внутригородской развязки, будет поскорее исправлено. Хотя уже оглашаются дальние сроки «после 2020 года».

Свершилась мечта не только поколений, но и сменявших друг друга в течение сотен лет цивилизаций. И теперь, как в далёкие времена Тмуторокани, между обоими берегами единого русского государства снова проложен прямой путь. «† В лето 6576 индикта 6 [1068 год] Глеб князь мерил море по лёду от Тмутороканя до Корчева 14 000 сажен [24 км]» — эти письмена были начертаны на камне ровно 950 лет назад, дабы заявить о твёрдом русском владычестве в регионе, которое — наши предки не сомневались — устоит в веках.

Событие, которого ждали больше двух лет, состоялось: 16 мая по Крымскому мосту поехали первые автомобили.-8

Впрочем, расслабляться рано: пусть этот огромный опыт станет подспорьем для возведения ещё сотен других мостов через крупные реки и проливы, которые свяжут Россию новыми магистралями, снимающими барьеры и сокращающими расстояние между людьми. При малонаселённости и больших пространствах нашей страны развитая инфраструктура, скоростные железные дороги, автомагистрали, речное сообщение и авиалинии крайне важны, и здесь ещё предстоит много работы.

К. Н. и В. Н. Ходаковские, опубликовано изначально в 18 мая 2018 года на сайте «Зеркало Крыма»