Эксклюзивный видеорепортаж «Зеркала Крыма» о проезде по автоподходам на Таманской стороне и Крымскому мосту накануне открытия автомобильного движения — яркие и подробные виды с воздуха
Последний раз на таманском берегу стройки Крымского моста мы были в марте 2017 года. Теперь, перед самым открытием автомобильного движения через пролив, мы снова там очутились и хотим поделиться впечатлениями о поездке, а также рядом фотографий и видеороликов, снятых с воздуха в нескольких ключевых точках. Как говорят строители, Крымский мост — это не только 19-километровые конструкции, переброшенные по сваям и опорам через Керченский пролив, но и вся сопутствующая инфраструктура. Прежде всего речь идёт об автоподходах — и если на крымском берегу они простираются на 9 километров, то на таманском — на целых 40 км.
Технически Керченский транспортный переход через пролив (так строители называют Крымский мост) начинается на таманском берегу на дорожной развязке, соединяющей трассу А-290 с автоподходами к мосту. Расположена она на болотистой местности прямо между Ахтанизовским лиманом и безымянным солёным озерцом, которое летом пересыхает. Вдоль дороги сооружены каналы для водоотведения.
Интересно, что прямо через этот автодорожный узел проходят две линии высоковольтных опор так называемого энергомоста в Крым — можно видеть, что мощные опоры ЛЭП стоят прямо в воде. Таким образом, в этой точке начало Керченского транспортного перехода пересекается с другой, не менее важной для Таврического полуострова, инфраструктурной артерией. А всего на таманских автоподходах к мосту предусмотрено пять развязок.
Дальше от этого автодорожного узла журналисты двинулись по отличной готовой дороге (по две отдельные полосы в каждую сторону), остановившись лишь через 34 километра, на большой развязке около станицы Тамань. Здесь располагается, пожалуй, наиболее протяжённый участок звукоизоляционных барьеров, который протянулся на многие сотни метров и призван оградить населённый пункт от шума, создаваемого автомобильной и будущей железной дорогой.
Благодаря тому, что они прозрачные (за исключением нижнего бетонного яруса), давящего чувства не создаётся, и окружающий пейзаж не теряется полностью из вида. На глазах журналистов несколько бригад устанавливали толстые полимерные стёкла, из которых и состоит ограждение. Работа проходила быстро и споро. Насколько такие экраны окажутся износостойкими и не будут ли быстро испорчены вандалами и заменены на непрозрачные — пока сказать сложно.
Забегая вперёд, можно отметить, что подобные барьеры установят и непосредственно перед автомобильным мостом, но, к сожалению, там они изначально сооружаются глухими. Сейчас по обеим сторонам въезда видно множество столбов, куда устанавливаются металлические шумоизоляционные блоки (вблизи такая стена смотрится некрасиво). Официально говорят, непрозрачными барьеры сделали в заботе о птицах, которые в противном случае бились бы о стёкла. Дело в том, что вдоль береговой линии идут основные пути миграции пернатых. Возможно, непрозрачные барьеры также связаны с мерами безопасности и размещением охраны важного объекта.
Далее группа журналистов побывала в районе Центра управления производством базы эксплуатации перехода через Керченский пролив и подходов к нему (умеют же строители придумать звучное название), где будет работать впоследствии около 150–160 человек. Сюда, в частности, к двум десяткам диспетчеров стекается информация со всех датчиков и камер, установленных на мосту. Если какие-то показатели отклонятся от нормы, это будет сразу известно.
Конечно, предусмотрены сценарии и на случай аварий или отказа транспорта прямо на автомобильном переходе: эвакуатор быстро доставит пострадавшую машину на специальную площадку, освободив полосы движения. Также видно начало собственно моста, уходящего живописным изгибом вдаль от таманского берега в сторону Таврического полуострова, и строительная площадка со складом материалов и массой техники.
Любопытно, что в этом месте проходит и так называемый газовый мост — трубопровод через пролив, поставляющий голубое топливо к Тобечикскому озеру и далее по всему Крымскому полуострову. Неподалёку от смотровой площадки и памятника десантникам можно заметить скромную огороженную платформу, которая на самом деле является газовым узлом.
Одним из самых впечатляющих объектов в этом районе выступает транспортная развязка непосредственно перед мостом. Уходящая в глубь земли траншея представляет собой растянувшееся на километры поистине циклопическое сооружение, назначение которого не сразу понимаешь. Но, проследя глазами направление этого своеобразного канала, становится ясно, что проложен он под железнодорожное полотно, по которому в 2019 году начнут носиться поезда.
Автоподходы здесь сильно возвышаются над будущей железной дорогой, а трасса, в результате, напоминает своеобразный горный серпантин. Даже для прокладки автодороги пришлось срезать склон холма, а требования к уклонам железной дороги гораздо серьёзнее, поэтому мостостроителям потребовалось извлечь и переместить миллионы тонн грунта. Широкие склоны покрываются изоляцией, поверх которой восстанавливается почвенный слой и травяной покров, а их края укрепляются бетоном с водостоками.
Следующий пункт был, конечно, наиболее интересным — нам позволили проехать по Крымскому мосту от Тамани до фарватера и обратно. Жаль, что пересечь пролив не разрешили, хотя это вполне осуществимо. Поэтому снова пришлось пользоваться услугами паромной переправы, чтобы посетить стройку, но что поделать: работы ещё ведутся.
Впрочем, в целом покрытие моста готово: асфальтобетон уложен везде. Он вполне соответствует обычной новой дороге — строители гарантируют, что продержится 4 года, а потом потребует замены. На местах стыков пролётов лежит металл, проезд по которому ощущается подвеской — техническая необходимость для компенсации расширений огромного многокилометрового полотна. Езда с ритмическими стуками напоминает движение поезда по железной дороге.
Мы двигались по двум полосам, где присутствовали все барьерные ограждения. К сожалению, впервые запретили снимать проезд даже журналистам (в прежние посещения такого не было) — в микроавтобусах людям не позволили сидеть на переднем сиденье. Видимо, служба безопасности берёт постепенно мост под контроль и, как всегда в таких случаях, появляются слабо оправданные ограничения и неудобства.
Конечно, во время пересечения пролива, помимо фарватерных арок, возвышающихся над полотном на 45 метров, более всего в Крымском мосту впечатляет выдающаяся протяжённость: сам автомобильный мост поднят над землёй и водой целых 17 километров. Трудно поверить, что на пустом месте в одном из самых опасных проливов с очень сложной геологией он был возведён буквально за два года.
Перед проездом по мосту интереснее всего было проверить, насколько крутым в реальности ощущается подъём — визуально кажется, что дорога довольно сильно набирает высоту. Оказалось, что на автомобиле подъём вообще не чувствуется, особенно если не обращать внимание на изменение уровня железнодорожного моста рядом.
Другое сильное впечатление создают проносящиеся рядом над головой пролёты и опоры ещё строящегося железнодорожного моста, который набирает высоту до фарватера предельно плавно, в отличие от автомобильного, который почти всё время поднят на высоту лишь 6 метров над уровнем моря, а примерно за километр с обеих сторон от арок начинает плавно повышаться до 35 метров. Уже сейчас воображение рисует картины, как над дорогой параллельно с мостом, движется железнодорожный состав. Жаль, воочию такие картины можно будет наблюдать лишь в мае 2019 года. Но время летит быстро.
Последней точкой посещения стал участок фарватерных арок, высшая точка которых расположена на высоте около 80 метров над уровнем моря. Как можно видеть, почти всё готово для начала движения: установлены обтекатели на боковых гранях, проложен асфальтобетон, на автомобильном полотне столбы освещения и ограждения большей частью смонтированы.
В момент съёмки на арках работали специалисты в альпинистском снаряжении, которые занимались установкой ярких светодиодных полос, которые не только отлично выглядят ночью, но и помогают судам в навигации. Люди смотрятся мелкими букашками на фоне гигантских арок. Для подъёма на них предусмотрены специальные люки и проходы внутри несущих дуг, а также внешние и внутренние лестницы.
Активно и без препятствий пересекают пролив по мосту рабочие: техника движется уже целыми колоннами по автомобильному полотну в обе стороны. Были замечены большие и малые грузовики с асфальтобетоном и другими строительными материалами, погрузчики, автокраны, манипуляторы, топливовозы, тракторы и другая строительная техника, много легковых автомобилей. Среди новшеств — поливомоечные машины, автомобили для уборки автодорожного полотна, а также легковушки с надписью «дорожная лаборатория». Из-за ведущихся работ под арками даже возникают небольшие пробки.
Раньше фарватерный участок обращал на себя внимание, в том числе, обилием громадных кранов, а на широких площадках рядом с четырьмя главными опорами громоздилась техника. Теперь они опустели, а рядом можно заметить лишь несколько относительно небольших плавучих кранов, занимающихся сооружением конструкций, защищающих от навала судов, а также обычных железнодорожных опор. Основные работы на данном участке закончились, громадные опоры возведены и укреплены, арки общим весом 10 тысяч тонн смонтированы — техника переместилась на иные участки масштабной стройки.
Открытие автомобильного движения через Керченский пролив обещают по-прежнему во второй половине мая, на полгода раньше первоначальных планов. И хотя власти честно предупреждают, что на данном этапе заторы на дорогах в Крыму будут неизбежны, всё же решение о раннем пуске движения по мосту кажется неосмотрительным. Те, кто сейчас ездят по трассе Керчь—Симферополь, жалуются, что она перегружена, местами сужена (обочины нет из-за стройки), а где-то построены опасные ночью временные объезды. Большой трафик, строительная техника, серьёзные аварии на перегруженной двухполосной трассе из-за обгонов и отсутствия возможности для манёвра... А ведь сезон даже не начался.
Крымский мост и автоподходы к нему являются 4-полосными, с изолированным встречным движением. Трасса «Таврида» от Керчи до Севастополя тоже будет 4-полосной, но это произойдёт лишь к концу 2020 года. А до тех пор предполагалось, что весь поток с моста будет двигаться по двум новым полосам. Однако, до конца 2018 года даже двухполосный участок «Тавриды» до Симферополя не будет завершён, со всеми вытекающими из-за раннего открытия моста осложнениями.
Даже будь он готов сегодня, вряд ли смог бы обеспечить необходимый уровень комфорта и безопасности для автомагистрали с моста. Но сейчас весь поток с транспортного перехода через пролив рискует упереться в 300-километровую стройку. Сложные дорожные ситуации, заторы, бесконечные поезда машин за большегрузами, общая нервозность неизбежны — это нужно учитывать всем, кто планирует летом посетить Крымский полуостров на автомобиле.
К. Н. и В. Н. Ходаковские, опубликовано изначально в 2 мая 2018 года на сайте «Зеркало Крыма»