Что делать, если мать внезапно оказывается один на один и с ребёнком, и с необходимостью содержать маленькую семью? К сожалению, такое не редкость, и это очень сложная жизненная ситуация. Но выход из неё есть. Рассказывает Мария Александровна Саплинова, эксперт ресурсного центра ИНО МГПУ.
Когда всё пошло не по плану
Моя дочь родилась осенью 2019 года, когда слухи о COVID-19 уже начались, но мало кто догадывался, чем это грозит.
До декрета моей основной профессией была ветеринария. Но ещё во время беременности эту до сих пор нежно любимую отрасль пришлось оставить – как я думала, на время. До ветеринарии я работала в журналистике, в которой изрядно разочаровалась (поэтому и пошла учиться на ветврача). Зарплата отца дочери была не слишком большой, а деньги в запасе, как мы понимали, будут нужны. Ну что ж, для поддержки семьи я вспомнила прежние навыки и перешла в копирайтинг.
Начинала с простых заказов на текстовой бирже, нарабатывая портфолио и наверстывая упущенные знания. Пока я училась и работала с животными, активно развились социальные сети, и именно этот формат стал востребованным.
Работы партнёра и моих подработок едва хватало на жизнь, а затем наступила пандемия. С ней пришла самоизоляция. Наружная реклама, которой занимался отец моей дочери, оказалась никому не нужна.
К тому времени я работала достаточно долго, начали появляться и другие проекты, уже напрямую с заказчиком. Очень выручало детское пособие, но мы были на грани нищеты. Нужно было покупать смеси и подгузники малышке, платить за аренду квартиры и что-то есть самим.
Отец вплотную занялся ребёнком и бытом, я смогла увеличить количество заказов и работала по 16-18 часов в сутки, часто – с малышкой на руках. Ведь детям важен контакт с матерью.
К сожалению, роли «отца в декрете» мой партнёр не выдержал и начал пить. Нам пришлось расстаться. Мы остались вдвоём с дочерью.
Спасение – детский сад
В Москве в группу кратковременного пребывания берут с 1,5 лет. Такая возможность у нас появилась в апреле 2021 года, но тогда ничто не предвещало катастрофы, и мы решили не затевать возню с документами до сентября. Одна я осталась в июле. Моя мать живёт в Сибири, у неё свой дом, свои заботы. Мгновенно прийти на помощь она не могла.
Полтора месяца до сентября, когда дочь могли взять в ГКП, я помню с трудом. Очень помогали друзья, которые по выходным приезжали посидеть с ребенком. Это давало мне возможность больше заработать, приготовить себе полноценную еду, обновить запасы домашних полуфабрикатов для дочери, заняться уборкой, требующей применения бытовой химии.
Потом началась ГКП. По счастью, дочь адаптировалась к саду мгновенно и с первого же дня смогла проводить там все 3 возможных часа. Уже в декабре она перешла в группу полного дня. Я смогла полноценно работать, пусть и из дома. Денег хватало, чтобы обеспечивать достаток на среднем уровне. Бабушка приезжала и приезжает «вахтовым методом», но когда её нет, мне хватает средств, чтобы при необходимости нанять няню.
Важным шагом в карьере стал МГПУ. До этого я была самозанятой и не имела никаких прав, которые даёт Трудовой кодекс. Сейчас у меня полноценная работа, где положены больничные, отпуска и, что для меня наиболее актуально, налоговые вычеты.
Что мне помогло?
Четыре компонента моего успеха – это:
- вторая профессия, которая позволяла работать удалённо;
- помощь друзей (главное – не стесняться к ним обратиться, бездетные люди не представляют себе трудностей родительской жизни и попросту не знают, чем они могут помочь);
- помощь со стороны бабушки;
- детский сад.
Если вы оказались в ситуации, похожей на мою, важно помнить: вторую профессию можно получить с нуля. В Интернете есть базовые бесплатные курсы, а профессиональное развитие придёт параллельно практике. Есть дружелюбные профессиональные сообщества копирайтеров, специалистов в некоторых областях IT и во многих других, где возможна удаленная занятость.
Мы уже рассказывали, что мать в многодетной семье может быть успешным состоявшимся профессионалом. А что вы думаете о работе в декрете?