Найти в Дзене
Здесь

Противостояние брендов: Adidas против Puma

Оглавление

В мире бизнеса война между брендами не означает разрушение. Наоборот, она часто становится движущей силой, вдохновляя появление новых, интересных и инновационных продуктов. Множество известных компаний участвуют в этой борьбе за потребителя и расширение рынков: BMW против Audi, Apple против Microsoft, NiKon против Canon, Coca-Cola против Pepsi, Adidas против Puma. Особенно уникальным является пример противостояния между Adidas и Puma, так как обе эти всемирно известные марки возникли в результате вражды между двумя братьями - Адольфом и Рудольфом Дасслерами.

Рудольф Дасслер родился 26 марта 1898 года в семье обувщика и прачки, став третьим ребенком в семье. Через два года появился на свет его младший брат, Адольф. С самого детства братья увлекались спортом и всегда состязались друг с другом. Эта любовь к соревнованиям осталась с ними до конца их жизни.

Интерес к спортивным состязаниям вдохновил молодого Ади Дасслера начать производство собственной спортивной обуви с шипами. С поддержкой знакомого кузнеца, который делал шипы, Дасслер-младший открыл свой бизнес. Вскоре его брат Рудольф присоединился к нему, несмотря на то, что он имел меньше опыта в производстве обуви, чем его брат, он отлично разбирался в ее продажах. Их совместная работа принесла успех: один брат создавал идеи и реализовывал их, а другой находил клиентов и убеждал их выбрать их товары.

В 1924 году они основали свою первую фирму под названием «Gebrüder Dassler» («Братья Дасслеры»). Их производство расширялось, а их товары становились все более популярными. Их первый крупный успех пришел в 1928 году на Олимпийских играх в Амстердаме, где несколько атлетов выступили в обуви братьев. Через четыре года на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе их спортсмен выиграл первую олимпийскую медаль для компании.

-2

Однако Вторая мировая война разделила братьев. Они оказались на разных сторонах конфликта и перестали сотрудничать. Кроме того, их жены также стали враждебно настроены друг к другу. Оба брата были нацистами, и во время войны их фабрика производила обувь для гитлеровских войск. Однако в послевоенный период они продолжили свои дела, хотя и разошлись. Рудольф основал свою компанию под названием Puma, а Адольф создал Adidas. В результате эта ссора привела к тому, что в их родном городке появились две конкурирующие фабрики спортивной обуви - Addas и Ruda.

Бернское чудо

После смерти отца в 1948 году Рудольф решил отказаться от использования своего имени в названии компании и заменил его на Puma. Ади же просто добавил еще одну букву и еще одну полоску к уже существовавшим двум, наносимым на их продукцию. Вражда между братьями начала затрагивать всё больше людей в их родном городке Херцогенаурах, деля его жителей на два лагеря. В том же 1948 году Puma выпустила свои первые футбольные бутсы ATOM, а в 1952 году - первые бутсы со съемными шипами, SUPER ATOM, завоевавшие признание футболистов. В 1958 году на Чемпионате мира по футболу игроки сборных Швеции и Бразилии выступили в обуви Puma.

Но амбиции братьев простирались за пределы небольшого баварского городка. Они восстанавливали контакты со спортивными и олимпийскими комитетами разных стран, нарушенные войной. Постоянное стремление обойти друг друга привело к тому, что в мире стало невозможно найти обувь лучше, чем та, что выпускали Adidas и Puma. В 1952 году братья совершили еще один прорыв, обеспечив несколько команд футбольной лиги Западной Германии новыми бутсами со сменными шипами. Однако на Чемпионате мира по футболу 1954 года именно Ади Дасслеру удалось договориться со сборной ФРГ о поставке инновационной обуви. Это договор принес Adidas больше известности, чем Puma. В финальном матче сборная ФРГ встретилась со сборной Венгрии и выиграла благодаря замене промокших ботинок на новые с длинными шипами. Этот матч вошел в историю под названием "Бернское чудо".

Победа вдохновила Ади на рекламу прямо на стадионах. В 1956 году он заключил с Олимпийским комитетом соглашение о рекламе Adidas на Олимпийских играх в Мельбурне. Несмотря на преимущество Adidas, Рудольф не сдался. В 1958 году Puma победила на Чемпионате мира, а Рудольф подал судебный иск против рекламного слогана "Adidas - лучшая спортивная обувь в мире!" - и выиграл.

Пакт Пеле

После всех разногласий между братьями, сыновья Рудольфа и Адольфа — Армин и Хорст — заключили соглашение о том, что с лучшим футболистом мира не будут подписывать контрактов. Однако Армин Дасслер решил нарушить это соглашение, наняв агента в Рио-де-Жанейро, чтобы убедить южноамериканских футболистов играть в бутсах Puma. В результате этого контракта с Пеле война между братьями переросла в войну сыновей.

Puma заплатила Пеле за то, чтобы он начал завязывать шнурки только перед самым началом матча, чтобы показать, что он играет в их обуви. Когда Хорст узнал о контракте, война между ним и его братом обострилась.

-3

Несмотря на эти противоречия, обе компании продолжали развиваться. Adidas оставалась одним из ведущих производителей спортивной обуви и одежды, став титульным спонсором многих известных клубов и сборных. Puma также добивалась успехов, подписывая контракты с успешными спортсменами и выигрывая медали на Олимпийских играх.

В 1972 году обе компании продолжили свое развитие. Adidas стал титульным спонсором на Чемпионате Европы по футболу, а также стал выбором сборной СССР для олимпийской экипировки. Puma подписала контракт с баскетболистом Уолтером Фрейзером и завоевала четыре золотые медали на Олимпийских играх в Мехико.

Конец противостояния

Рудольф Дасслер ушел из жизни в 1974 году в возрасте 76 лет, проиграв борьбу с раком легких. По слухам, в начале 70-х братья несколько раз встречались тайно, но на похороны Рудольфа Адольф не явился, ограничившись лишь телефонным разговором со священником, в котором выразил прощение брату. Adidas выпустил официальное заявление по поводу смерти Рудольфа, в котором сказано, что семья Адольфа Дасслера не желает комментировать эту тему. Четыре года спустя, в 1978 году, скончался и сам Ади.

Сегодня имя Адольфа Дасслера живет на стадионе, названном в его честь, где его можно увидеть среди болельщиков на втором ряду.

В начале 1990-х годов Adidas столкнулся с убытками в размере 100 миллионов долларов. Молодежь все чаще отдавала предпочтение новым брендам, таким как Nike и Reebok. Одной из проблем было то, что большая часть продукции Adidas производилась в Германии, что вызывало дополнительные издержки. В то время как конкуренты Nike и Reebok производили свою продукцию на более дешевых заводах в Тайланде и Китае. Adidas срочно нужно было что-то менять. Многие талантливые менеджеры из Nike перешли работать в Adidas в начале 90-х годов, возможно, из-за репутации бренда или более высоких зарплат. Они помогли компании решить множество проблем, включая перенос производства в страны с более низкими расходами на труд, и открытие фирменных магазинов по всему миру.

В 1996 году Adidas стал главным спонсором Олимпийских игр, что привело к значительному увеличению продаж. В то время основной аудиторией Adidas была Европа, но после Олимпиады доля компании на рынке США выросла до 12%. Чтобы привлечь молодежь, Adidas начал активно продвигать новые виды спорта, такие как стрит-болл и сноубординг.

В 1997 году Adidas приобрел французскую фирму "Саломон", став вторым по величине производителем спортивной одежды и обуви после Nike. В 2005 году Adidas купил 100% акций компании Reebok, укрепив свои позиции на рынке.

Puma также проходила через период кризиса в начале 1990-х годов. Новый генеральный директор, Йохан Зайтц, смог изменить ситуацию, сделав Puma более модным и ярким брендом. Компания начала сотрудничать с модными дизайнерами, выпуская ограниченные серии продукции, и расширяя свою деятельность за пределы спорта. Puma также начала производить детскую обувь и внедрять новые технологии, такие как Puma Disc System. Сегодня Puma активно сотрудничает с различными брендами и продолжает расширять свой ассортимент продукции.

В 2009 году  руководители двух компаний — производителей спортивной одежды и обуви Puma и Adidas впервые за 60 лет пожали друг другу руки, говорилось в пресс-релизе компаний. Производители одежды договорились о совместном участии в проекте Peace One Day (Один день мира), в рамках которого сотрудники обеих фирм сыграют друг с другом в футбол. После футбола работники Puma и Adidas посмотрели фильм «День после мира» (The Day after Peace) Джереми Джиллея, основателя из Peace One Day.

-4