Тему бутылок (ампул) с зажигательными смесями я уже затрагивал в статьях СМЕСЬ КС, КОКТЕЙЛЬ МОЛОТОВА, АМПУЛОМЁТ НОРТОВЕРА, БОМБА ОЛБРАЙТА И УИЛСОНА и пр. Суть проста: если врага можно уничтожить, метнув в него что-то очень хорошо горящее, в ёмкости, значит, нужно предусмотреть какой-то механизм или устройство, позволяющие этот снаряд закинуть 1) как можно дальше, 2) как можно точнее.
БУТЫЛКОМЁТ ЦУКЕРМАНА представлял собой нечто, похожее на съёмный глушитель - насадку на ствол ВИНТОВКИ МОСИНА. Его ещё называли "мортиркой".
Байонетное соединение, в отличие от резьбового, позволяло оперативно устанавливать и снимать устройство, что особенно важно в условиях реальных боевых действий.
В мортирку вставляли стеклянную ампулу/бутылку с зажигательной смесью, причём предварительно требовались поставить деревянный пыж, чтобы в момент выстрела ёмкость не лопнула. Выстрел производится холостым патроном. Но поскольку вряд ли на передовую поставляли отдельно цинки с такими патронами, в комплект к бутылкомёту входил специальный инструмент - обжимка, с помощью которой можно было охолостить боевой патрон, извлечь из него пулю и запечатать вновь.
Пороховые газы рассеивались с помощью перфорированной диафрагмы.
Стрелять можно было либо по классической схеме - уперев приклад в плечо, либо установив винтовку, как миномёт, на землю, под углом, в сторону противника.
Эффективная дальность составляла 75-100 метров.
Оружие это начали создавать в самом начале войны, осенью 1941-го. Причём, что самое невероятное, разрабатывал его... слепой человек!
Вениамин Аронович Цукерман (6 апреля 1913 - 25 февраля 1993) - советский физик-теоретик, основатель отечественной импульсной рентгенографии и рентгенотехники, доктор технических наук, профессор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР.
Родился в Витебске, Белоруссия. Слепнуть он начал ещё в детстве, и со временем окончательно потерял зрение. Тем не менее, он окончил школу, поступил на чертёжно-конструкторские курсы, а в 1930 году его взяли на работу в рентгеновскую лабораторию Отдела испытания авиационных материалов ЦАГИ. Через четыре года был назначен заведующим рентгеновской лабораторией, будучи студентом Московского вечернего машиностроительного института, который закончил в 1936 году.
Когда началась война, его институт перевели в Казань. Именно там Цукерман и работал над созданием бутылкомёта - по некоторым данным, эту идею ему подал коллега А. И. Авдеенко.
Сначала в качестве снаряда рассматривались стандартные бутылки с зажигательной смесью, но Цукерману не понравилась их "не слишком аэродинамичная" геометрия, поэтому он заказал на стекольном заводе "Победа труда" особые ёмкости, выполненные в виде артиллерийской мины.
Кроме того, был усовершенствован и состав горючей смеси - её сделали более густой, чтобы при не разбрызгивалась при ударе ёмкости о броню танка. Претерпел изменения и запал - он позволял жидкости самовоспламеняться при нарушении целостности бутылки.
Что интересно, испытывали конструкцию не в Казани, а под Москвой, на полигоне в Солнечногорске. Причём демонстрировал возможности оружия сам Цукерман. Но в ходе испытаний произошла нештатная ситуация - в момент выстрела одна из бутылок лопнула, и учёный оказался объят пламенем. От тяжёлых травм и даже гибели спасла реакция двух красноармейцев, которые повалили физика на землю и сорвали с него горящую одежду. Тем не менее, в госпиталь он всё равно попал - с ожогами рук и ног третьей степени и лица второй степени.
Несмотря на это ЧП, бутылкомёт госкомиссия всё-таки приняла, более того, он даже был запущен в производство и начал поступать на фронт.
Однако затем все работы были прекращены - военные посчитали, что пушки, миномёты и противотанковые ружья, которые тогда выпускали в огромном количестве, более эффективны и безопасны.
Поэтому БУТЫЛКОМЁТ ЦУКЕРМАНА так и остался разработкой, не нашедшей применения.
А Вениамин Аронович после войны работал в ядерном центре КБ-11 (Арзамас-16, современный Саров), занимался исследованиями в области взрыва и детонации, стал одним из инициаторов использования внешнего импульсного источника нейтронов в конструкциях ядерных зарядов.
Слепой, повторяю.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!