Последний Гран-При Южной Африки состоялся в далёком уже 1993 году. Мне посчастливилось смотреть его в прямом эфире. Шёл второй сезон трансляций гонок Ф1 на канале «Россия». В интереснейшей дождевой гонке на трассе Кялами победу в острой борьбе с Айртоном Сенной завоевал Ален Прост. И больше Ф1 в Африку не приезжала. А ведь в 60-70-е годы южноафриканский Гран-при частенько открывал сезон, причём проходил в самых первых числах января, когда в Северном полушарии стояла зима, а в южном был разгар лета. Впрочем, в ЮАР всегда вечное лето.
Вместе с постоянными пилотами в южноафриканских гонках формулы 1 на старт выходили местные гонщики. Их, в основном, голландские имена и фамилии и их экзотические машины придавали этапам в ЮАР неповторимый колорит.
Гонки в Южной Африке проводились и до войны, но расцвет автоспорта пришёлся на 60-е-70-е годы. Южной Африке потребовалось некоторое время, чтобы после войны возродились гонки. Хотя боевые действия не затронули субконтинент напрямую в физическом смысле, экономический ущерб от Второй мировой войны действительно имел глубокий эффект. Пройдет более трех лет, прежде чем настоящие автомобильные гонки вернутся в Южную Африку. Времена действительно были тяжелые – почти всё было в дефиците, и сразу после войны просто не было никакого роста. Сначала жизнь должна была вернуться в нормальное русло, поэтому желание автоклубов реорганизовать спорт отошло на второй план. Не говоря уже о том, что большинство довоенных гоночных трасс больше не существовало, и поэтому приходилось искать или строить новые трассы. Тем не менее, после хаотичных военных лет энтузиазм был велик, даже если первые мероприятия ограничивались подъёмами на холм и дорожными гонками. Гонщики обходились довоенной техникой или строили Specials (самоделки на основе фабричных автомобилей) из старых Austin, MG и американских машин.
Клуб спортивных автомобилей был основан в 1946 году, и к середине 1947 года организаторы Восточного Лондона снова задумали провести Гран-при Южной Африки на трассе Принс-Джордж. Однако именно Мотоциклетно-автомобильный клуб Натала совершил прорыв, убедив местные власти провести настоящую автогонку на набережной Дурбана в начале 1948 года. Эта гонка положила начало великолепной новой эре южноафриканских гонок, поскольку, хотя у большинства гонщиков едва ли был бюджет для участия в соревнованиях, их заряжал настоящий горячий энтузиазм просто участвовать в гонках. Соблазненные страстью и духом «бери, что есть» из-за отсутствия технических правил, местные жители начали строить невероятные автомобили. Местный спорт, наконец, снова оказался на подъёме. «Трофей Пэта Фэйрфилда» (погиб в 1937 году в Ле-Мане за рулём Frazer Nash-BMW 328), состоявшийся 4 января 1948 года, произвел ошеломляющее впечатление и привлек огромную праздничную толпу, несмотря на дождливый день. Они подбадривали доминирующего Бэзила Билла, который преодолел коварные условия и вышел победителем на славной старой ERA, опередив Austin Special Денниса Кокерелла, Bentley Эдди Холла, Alfa Romeo Рэя Миллбанка, Леса Миллера на MG P-type и верного Ford V8 Special Макса Миллера.
Апрельская гонка Coronation 100 в Питермарицбурге собрала еще большую толпу, чтобы увидеть зрелище, когда 47 человек и их великолепные гоночные машины выезжают на ипподром Александр-Парк. В этой гонке приняли участие все: от Bugatti 35C до ERA и Lagonda, Bentley и даже быстрого Fiat Special, смешанного с ордой местных Austins, MG и им подобных, а Klip Bugatti-Ford Special Пьера Кельфкенса вышел на первое место.
В конце 1948 года на новой трассе аэродрома Джермистон была проведена гонка. Местный гонщик Фрэнк Броди, который некоторое время участвовал в гонках до войны, выиграл за рулем «Райли Бруклендс». В Йоханнесбурге появились еще более важные новости: в январе 1950 года в Йоханнесбурге открылась совершенно новая трасса Grand Central, управляемая клубом спортивных автомобилей. Джордж Каннелл управлял своим устрашающим автомобилем Maserati 34 Nuvolari 34 года с компрессором и выиграл Rand Open Trophy.
Позже в том же году лучшие автогонщики и автомобили Южной Африки пересекли границу с Мозамбиком, где Лес Миллер на своем MG Special Jasper выиграл первую гонку на гоночном фестивале Лоренс-Маркес, а Ян Фрейзер-Джонс на «Райли Бруклендс» взял вторую гонку.
К середине 50-х в ЮАР уже сформировалась своя самобытная гоночная культура. Проводилось множество гонок, одной из которых стала False Bay 100 на трассе Gunner's Circle в Кейптауне, которая открывала сезон 1954 года, причём открывала его в первый день нового года. Погодные условия, как обычно, были чрезвычайно хорошими, с жарким солнцем, смягченным легким бризом. День для водителей начался рано, с тренировки в 7:30 утра (и это 1 января), когда Текс Кингон на старом величественном 1,7-литровом G.P. Maserati, ранее участвовавший в гонках Союза под управлением доктора Массакуратти, проехал 3,25-мильную трассу со скоростью более 85 миль в час, что не уступает 2-литровому Citroën Special Стэнли Рида с задним расположением двигателя.
Дж. А. де Вильерс, бывший чемпион по боксу среди любителей в супертяжелом весе, который буксировал свой 1100 куб.см. Cooper-J.A.P. Mark VI почти 2000 миль от Родезии до Кейптауна, страдал от неисправности сцепления, а 1,5-литровый M.G. C.L.R. Special потерял рейку рулевого управления
Программа гонок началась в 14:30 гонкой с 20-мильным гандикапом на стандартных спортивных автомобилях перед собравшимися 15 000 зрителей. В этой гонке можно было увидеть довольно агрессивное вождение, и Р. Раскин, занимавший второе место на Citroën Light 15, пролетел 20 ярдов на последнем повороте последнего круга и перевернулся. Тони Хойл (MG-TD) выиграл после безупречной езды, а Ф. Э. Блюетт пришел вторым на Ford Consul.
После этого открытия состоялась гонка False Bay "100" - третья серия любительского клуба автомобильных гонок. В стиле ирландских соревнований, таких как Leinster Trophies и Wakefield Trophies, он включал соревнования по скретчу и гандикапу, которые проводились одновременно. Масс-старт был примечателен полной поломкой коробки передач Cooper де Вильерса, из-за которой на стартовой прямой пролилось много масла и оказалось много зубьев и шестерней коробк передач, что стало неудачным финалом долгого пути родезийца. Первый круг, и Citroën Рида опережает большой Maserati Кингона и 5,5-литровый Studebaker Indianapolis Раймонда Ридера. Знаменитый Cooper-J.A.P. Криса Фергюссона выбыл после двух кругов из-за поломки поршня, но Кингон постепенно приближался к лидирующему Citroën Spl., отыгрывая секунду за круг, пока его не выбил из строя сломанный маслопровод. Затем «Студебекер» Ридера, занимавший второе место, совершил короткую экскурсию за пределы трассы, пропустив мимо Д. Л. Дафта (1,5-литровый «Райли»), за которым последовали Хоул (2,5-литровый «Райли»), Дженнингс (1,5-литровый «Райли») и Тони Фергюссон («Купер Нортон 500»).
Citroën Стэнли Рида по-прежнему уверенно лидировал, но на 29-м круге у него треснула головка блока цилиндров, и он остановился. Дафф на 1,5-литровом «Райли» вырвался вперед, но сломанный селектор передач и неработающая высшая передача не способствовали увеличению скорости, и его последовательно обогнали Эдгар Хоал, Д. Дженнингс и Тони Фергюссон, таков был порядок и на финише. Победителем класса с гандикапом стал «Райли» Дженнингса. Что интересно, И Д. Л. Дафф (1,5-литровый Riley), и Тони Фергюссон (Cooper 500) использовали нитрометан в качестве топлива. Предыдущий двигатель Riley победителя был установлен в шасси Jenning's Special, что делает это, вероятно, первым случаем, когда разные части одного и того же автомобиля финишировали первым и вторым в одной и той же гонке. Камни, поднятые передними колесами Ford 10 Special Джона Ханимейна, попали в порты клапанов, тем самым сломав два клапана. Чтобы привлечь внимание к гонке, в среду перед гонкой некоторые из самых быстрых автомобилей, участвовавших в гонке, проехали вверх и вниз по улицам Кейптауна при содействии Департамента дорожного движения. Шествию предшествовали четыре гонщика на 60-сильных мотоциклах, которые включили свои сирены на всю мощь и проехали по улицам как можно быстрее. Вид Cooper 500, едущего бок о бок с полицейским на БСА 650 куб.см. по оживленной улице, был очень впечатляющим.