Найти тему
Финансовый гений

Аграрии несут большие потери из-за майских холодов. Отрасль на грани из-за политики Минсельхоза. Власти уверяют, что цены не вырастут.

Сразу в нескольких российских регионах в мае ударили холода, достигающие -10 градусов, что привело к гибели больших посевных площадей будущего урожая. В ряде регионов из-за заморозков даже были введены режимы ЧС. Из этого следует, что, во-первых, обрушены планы на рекордный урожай, который еще недавно прогнозировали аналитики.

-2
-3

Во-вторых, это приведет не только к снижению экспорта и падению доходов от экспорта сельхозпродукции (уже в любом случае экспорт будет ниже прошлогоднего, а ожидалось наоборот), но и к снижению предложения продовольствия на внутреннем рынке, что обычно вызывает рост цен. Если, конечно, не вмешается государство с субсидированием сельхозпроизводителей в больших объемах (например, на пересев полей), но пока его политика совершенно противоположная.

Далее предлагаю вашему вниманию ряд важных комментариев от представителей отрасли, раскрывающих сложившуюся обстановку с урожаем для издания "Новые известия". "Все погибло", - озаглавило СМИ публикацию. Хочу отдельно обратить внимание, что практически все аграрии жалуются не только на стихию, но и на отсутствие всяческой поддержки со стороны государства.

-4

Директор ООО «Агрономика» (Тамбовская область) Николай Евстратов констатирует, что в его хозяйстве за время майских холодов погибли все озимые:

Пострадали 100% озимых на площади 2600 га. Мы планировали получить урожай по 4,5 тонны — все погибло. Страховка не была оформлена. Господдержки пока никакой нет. У нас пострадали и остальные культуры — и подсолнечник, и кукуруза, и ячмень — пока они находятся под наблюдением.

Гендиректор агрофирмы «Реут» (Курская область) Юрий Подтуркин, сообщает о многомиллионных потерях от майских морозов для него и многих коллег, работу "в ноль и в минус", также указывая на то, что Минсельхоз и так поставил отрасль на грань вымирания:

Ущерб очень большой! Сейчас с товарищем из Липецка говорил — у него 800 га озимых просто лежат. У нас очень серьезно пострадали посевы — ячмень пивоваренный, кукуруза. Площадь — порядка 3 тысяч га. Не на один десяток миллионов! Такого урожая, как в прошлом году, мы уже точно не получим.
Нас родной Минсельхоз в угоду кому-то уже поставил на грань развала экспортными пошлинами, а теперь еще и мороз „добавил“. Выживают только крупные холдинги. Готов дать статистику! Все думают, что крестьянство бессмертно, а забывают, что мы еще недавно покупали „окорочка Буша“. Мы не жалуемся, а просто констатируем факт, даем наверх расчеты — реакция нулевая. Крестьяне работают в „ноль“ и в „минус“. Но такое чувство, что по дороге к руководству государства информация отсекается.

Зампред правительства Воронежской области, в которой был объявлен режим ЧС, Виктор Логинов констатирует очень серьезный ущерб от внезапных холодов:

По представленной оперативной информации, 265 тыс. га культур у нас или погибли, или частично пострадали.

Гендиректор аналитической компании «Про Зерно» Владимир Петриченко, утверждает, что даже с учетом пересева рекордного урожая в России в этом году не будет: пострадали зерновые, зернобобовые и некоторые масличные культуры.

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский приводит перечень пострадавших регионов и дает первые оценки общих потерь, обращая внимание, что они приблизительные, точные можно будет дать к концу мая, а также утверждает, что для пересева полей у аграриев уже нет средств, это можно осуществить только в случае господдержки:

Пострадала центральная часть, центрально-черноземные регионы — такие, как Тамбов, Воронеж, Липецк, там ситуация серьезная, немного Волгоград морозами задело, но пока еще площади, которые придется списать, не подсчитаны. Мы оцениваем примерный риск потерь по площадям в района 1,5 млн га.
Минсельхоз говорит, что ресурсов достаточно для пересева. Возможно, так оно и есть, но только эти ресурсы — не в руках крестьян. Им денег на то, чтобы их купить, эти ресурсы, просто физически не хватает.

По его предварительным оценкам, валовое снижение урожая зерновых от морозов составит около 10 млн тонн. В прошлом году было собрано 145 млн тонн, на этот год прогнозировали 140 млн, теперь прогнозы будут понижены, как минимум, до 130 млн тонн.

А вот представители властей утверждают, что ничего катастрофического не произошло, продовольственной безопасности потеря урожая никак не угрожает, а цены не вырастут. Вот, например, что говорит губернатор Воронежской области Александр Гусев:

Сразу скажу, что это никак не повлияет на ценообразование и продовольственную безопасность. Благодаря предыдущим рекордным урожаям зерна у нас с избытком. А семян хватит для пересева всех пострадавших площадей.

Журналистам удалось найти одного умеренно-позитивно настроенного фермера, который считает, что проблем с продуктами не возникнет, аграрии "страну накормят, но сами доходов не получат". Это Александр Лазутин из села Костромского района, который не сильно пострадал от заморозков. Но и даже этот фермер жалуется на снижение господдержки и отмечает, что год для аграриев будет убыточным (получается, не такой уж позитивный):

У нас в Шунге был не такой сильный заморозок. Озимых нет, яровые не прихватило, а вот люцерну и клевер кое-где затронуло, но не фатально. Капусту мы еще не сажали. А вот дуб во дворе — подмерз!
Хлеба будет вдоволь, масла, сыра и молока вдоволь — страну накормим. По всем показателям у нас перепроизводство. Но доходов мы не получим.

Также фермер отмечает, что рост цен на сельхозпродукцию намного ниже роста зарплат в отрасли, которые составляют основу себестоимости:

За последние 20 лет рост цен на фуражное зерно произошел в пять раз — до 10 рублей за килограмм. С доставкой было до 14 рублей, а сейчас до 10. Молоко за это время подорожало в 6-7 раз, картофель — в 4 раза, а зарплата — в 20 раз.
У нас до этого было три пика убытков — в 2004, 2009, 2015-16 годах и сейчас будет четвертый.
Мы всегда работали на грани. Дотации немного перекрывали убытки, но в том году нам почти ничего не дали. Сравните: 20 лет назад дотации на молоко были 1 рубль, а сегодня — 50 копеек. А все дорожает. Огромный скачок по электроэнергии: в начале 2000-х мы платили 3.80 на уровне жителей села, а сегодня — 9.50 — разница большая. Я энергетиков спрашиваю: а почему не 100 рублей вы сделали? Мы не умрем, но и вы не разбогатеете. Все же, главный расход у нас — это зарплата с налогами.

Что будет с ценами на продукты в этом году - пока остается только гадать. Уже известно о введении запрета на экспорт сахара.

-5

А введение запрета на экспорт - это всегда экстренная мера, просто так ее вводить никто не будет. Это значит, что, как минимум, есть высокие риски возникновения дефицита на внутреннем рынке.

Отдельный вопрос - потенциальное снижение доходов от экспорта пшеницы, с которым и так не мало трудностей (в т.ч. из-за попыток Минсельхоза регулировать экспортные цены). Об этом я как-нибудь напишу отдельно.

Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.