Найти тему

Конфликты в коллективе - это хорошо или плохо?

Оглавление

Как правило, если спросить у предпринимателей, как у них с конфликтами в компании, чаще всего слышно два ответа. Один - у нас нет конфликтов, и все дружные, и второй - что конфликты для них норма, и так поддерживается боевой дух.

Если спросить тех же людей через недельку-другую, скорее всего, они ответят уже по-другому. Будут говорить, что бесконфликтные сотрудники не такие-то и дружные, а боевой дух из-за уже сам на последнем издыхании.

Ощущение злого тупика
Ощущение злого тупика

То есть если люди постоянно ругаются или в ожидании конфликта, то это состояние затрачивает слишком много сил и внутренних ресурсов, и в итоге вместо решения рабочих задач люди заняты решением конфликтов. Это мы не говорим, что в такой ситуации вообще не до творчества и придумывать какие-то элегантные ходы просто невозможно.

А если конфликтов нет, то возможны два варианта, и для лучшей визуализации можно представить себе семейную пару, которая не ссорится.

Первое, что приходит - они могут не ссориться, потому что уже безразличны друг к другу. Если это переложить на бизнес, это равнодушие и отсутствие страсти к делу губительно для компании. Ведь развивающийся бизнес - это живой организм, а безразличие с жизнью несовместимы.

А второе - наши гипотетические муж и жена могут не ссориться, потому что поднимать сложные темы непринято, и лучше промолчать. И если люди долго о чём-то молчат, то рано или поздно происходит взрыв. Для компании это может обернуться некрасивыми увольнениями, резкими скандалами и порчей hr-бренда. Нанимать хороших спецов в такую “молчащую” структуру, как правило, становится с каждым годом сложнее.

Так где же тот баланс в количестве конфликтов?

Фишка в том, что в количестве баланса нет. То есть он есть, но субъективно для собственника. К какому “конфликтному уровню” он привык в семье, примерно такой же уровень, скорее всего, будет повторяться в бизнесе.

Даже когда кажется, что всё по-другому, стоит присмотреться
Даже когда кажется, что всё по-другому, стоит присмотреться

Но главное - дело не в количестве, а в качестве конфликтов. Ведь каждая единица общения содержит в себе:

  1. цель участника 1
  2. цель участника 2
  3. желательные отношения в будущем

И когда цели участников - сделать отношения лучше, и это происходит, то какая разница, сколько этих конфликтов. А если все скандалы затеваются не ради чего-то, а потому что “хочу поругаться и ничего не менять”, то такие разговоры вообще ни к чему.

Получается, что в бизнесе, как и в любой системе отношений, нужны конструктивные конфликты - которые помогают компании развиваться.

А как же создать среду, где будут такие конструктивные конфликты?

Если руководитель размышляет над этим вопросом, то, как правило, такие условия уже формируются. Давайте немного и мы поразмышляем на эту тему.

Во-первых, должно быть ощущение безопасности и доверия. Когда люди уверены, что их не высмеют, не обесценят и не забьют.

Во-вторых, должны быть созданы и озвучены правила конструктивных конфликтов. И люди должны быть обучены это делать, ведь начинать сложные разговоры - это навык, который можно освоить.

В-третьих, собеседник должен уметь слышать и реагировать. Это может быть и руководство, и рядовые специалисты. Даже отказ лучше, чем ничего, а обоснованный отказ с предложением альтернативы - ещё лучше! Умение слушать и слышать - это то, что должно быть зашито в корпоративную культуру, это должно быть принято, чтобы конфликты приносили пользу.

Многим владельцам бизнеса некомфортно говорить о конфликтах в своей компании. Но это вопрос, который нельзя обойти, если есть желание иметь живой и конкурентноспособный бизнес.

Поэтому при выстраивании корпоративной культуры в рамках психологической перестройки бизнеса мы с клиентами всегда работаем с этой темой. Я обучаю конструктивно конфликтовать топов, и потом мы спускаем это вниз.

Вне ведения бизнеса это тоже очень полезный навык, поэтому он зашит в программу тренинга “Самоконтроль”, который я провожу для частных клиентов.

Уметь идти на конфликты в конструктивной форме - это очень важно, это не стоит бояться.

Конфликтуйте грамотно и будьте счастливы!

По любым вопросам пишите по контактам в профиле