Найти тему
266,9K подписчиков

Секреты русских сказок: почему для воскрешения нужная «мертвая» и «живая» вода

1,3K прочитали

Выдающийся отечественный филолог, профессор Ленинградского университета Владимир Яковлевич Пропп посвятил русским сказкам несколько научных исследований. Его монографии «Морфология сказки», «Исторические корни волшебной сказки», «Русский героический эпос» позволили по-новому взглянуть на жанр. Автор нашел сходство между волшебной сказкой и обрядами инициации, разобрал структурные элементы сказки и обратился к истокам их создания – народному фольклору.

«Исторические корни волшебной сказки» В. Проппа позволят читателю заглянуть в туманную древность и проследить за тем, как смыслы и архетипы двигаются сквозь времена.

В этой статье мы разберем лишь один сказочный сюжет, но этот анализ позволит понять, как глубоко во тьму веков уходят корни волшебной народной сказки.

Выдающийся отечественный филолог, профессор Ленинградского университета Владимир Яковлевич Пропп посвятил русским сказкам несколько научных исследований.

Иван Царевич – персонаж русских народных сказок, который часто оказывается в смертельной опасности.

«Спрыснул Ивана-царевича мёртвою водою – его тело срослося, спрыснул живою водою – Иван-царевич встал».

Так как у героя очень много миссий, ему нужен особый способ воскрешения. В русских народных сказках – это использование «мертвой» и «живой» воды. Но почему наши предки придумали использовать двойной эликсир? Почему «живая» вода не работает без «мертвой»?

Владимир Пропп видит объяснение в античных мифах.

Древние греки верили в загробную жизнь. Они описывали два вида вод подземного царства. Душа умершего человека, попадая в царство мертвых, видит два источника. Первый находится у белого кипариса, но душа не должна к нему приближаться. Второй источник охраняют стражники, которые разговаривают с прибывшим и позволяют ему испить из него. Это мертвая вода и она считается благом для умершего, так как предназначена для успокоения души. Только после этого душа перестает витать между двух миров.

Кому необходима вода у белого кипариса?

Первый источник могу использовать те, кому надо выйти в мир живых, покинуть царство тьмы. Условно говоря, эта вода живая.

В русских сказках мертвая вода используется для лечения телесных ран и восстановления целостности тела. Сначала тело всегда брызгают мертвой водой, она превращает героя в настоящего умершего. Живая вода возвращает душу и жизненную энергию, делая человека живым и здоровым.

Аналоги в других культурах

Выдающийся отечественный филолог, профессор Ленинградского университета Владимир Яковлевич Пропп посвятил русским сказкам несколько научных исследований.-2

В разных культурах концепция живительной воды или иных веществ, дарующих жизнь, символизирует воскрешение, исцеление или обновление.

  • В ирландской мифологии котел Дагды мог возвращать к жизни павших воинов и даровать неиссякаемую пищу.
  • В индийской мифологии – амрита – Божественный нектар, дарующий бессмертие, который боги добыли во время пахтанья Молочного океана.
  • В скандинавской мифологии богиня Идунн хранила живительные яблоки, которые обеспечивали богам вечную молодость и здоровье.
  • В древнегреческой мифологии амброзия и нектар – божественные вещества, которые даровали бессмертие и вечную молодость богам Олимпа.

Хотя концепции мертвой и живой воды уникальны для русских сказок, аналогичные идеи можно найти во многих других культурах, что свидетельствует о глубокой и универсальной символике этих сюжетов.

Все эти мотивы показывают общечеловеческое стремление к бессмертию и сохранению здоровья и жизни, что отражается в мифах и легендах разных народов.

Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

Выдающийся отечественный филолог, профессор Ленинградского университета Владимир Яковлевич Пропп посвятил русским сказкам несколько научных исследований.-3