Найти тему
Литрес

Секреты русских сказок: почему для воскрешения нужная «мертвая» и «живая» вода

Оглавление

Выдающийся отечественный филолог, профессор Ленинградского университета Владимир Яковлевич Пропп посвятил русским сказкам несколько научных исследований. Его монографии «Морфология сказки», «Исторические корни волшебной сказки», «Русский героический эпос» позволили по-новому взглянуть на жанр. Автор нашел сходство между волшебной сказкой и обрядами инициации, разобрал структурные элементы сказки и обратился к истокам их создания – народному фольклору.

«Исторические корни волшебной сказки» В. Проппа позволят читателю заглянуть в туманную древность и проследить за тем, как смыслы и архетипы двигаются сквозь времена.

В этой статье мы разберем лишь один сказочный сюжет, но этот анализ позволит понять, как глубоко во тьму веков уходят корни волшебной народной сказки.

Иван Царевич – персонаж русских народных сказок, который часто оказывается в смертельной опасности.

«Спрыснул Ивана-царевича мёртвою водою – его тело срослося, спрыснул живою водою – Иван-царевич встал».

Так как у героя очень много миссий, ему нужен особый способ воскрешения. В русских народных сказках – это использование «мертвой» и «живой» воды. Но почему наши предки придумали использовать двойной эликсир? Почему «живая» вода не работает без «мертвой»?

Владимир Пропп видит объяснение в античных мифах.

Древние греки верили в загробную жизнь. Они описывали два вида вод подземного царства. Душа умершего человека, попадая в царство мертвых, видит два источника. Первый находится у белого кипариса, но душа не должна к нему приближаться. Второй источник охраняют стражники, которые разговаривают с прибывшим и позволяют ему испить из него. Это мертвая вода и она считается благом для умершего, так как предназначена для успокоения души. Только после этого душа перестает витать между двух миров.

Кому необходима вода у белого кипариса?

Первый источник могу использовать те, кому надо выйти в мир живых, покинуть царство тьмы. Условно говоря, эта вода живая.

В русских сказках мертвая вода используется для лечения телесных ран и восстановления целостности тела. Сначала тело всегда брызгают мертвой водой, она превращает героя в настоящего умершего. Живая вода возвращает душу и жизненную энергию, делая человека живым и здоровым.

Аналоги в других культурах

-2

В разных культурах концепция живительной воды или иных веществ, дарующих жизнь, символизирует воскрешение, исцеление или обновление.

  • В ирландской мифологии котел Дагды мог возвращать к жизни павших воинов и даровать неиссякаемую пищу.
  • В индийской мифологии – амрита – Божественный нектар, дарующий бессмертие, который боги добыли во время пахтанья Молочного океана.
  • В скандинавской мифологии богиня Идунн хранила живительные яблоки, которые обеспечивали богам вечную молодость и здоровье.
  • В древнегреческой мифологии амброзия и нектар – божественные вещества, которые даровали бессмертие и вечную молодость богам Олимпа.

Хотя концепции мертвой и живой воды уникальны для русских сказок, аналогичные идеи можно найти во многих других культурах, что свидетельствует о глубокой и универсальной символике этих сюжетов.

Все эти мотивы показывают общечеловеческое стремление к бессмертию и сохранению здоровья и жизни, что отражается в мифах и легендах разных народов.

Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!

-3

Сказки
3041 интересуется