Найти в Дзене
Sputnik Азербайджан

Индии тоже нужен Кавказ: Нью-Дели планирует поставлять товары через Азербайджан

Оглавление

Стран, заинтересованных в транспортно-логистических проектах, проходящих через территорию Азербайджана, становится все больше. Вслед за Китаем Индия также рассматривает поставки своих товаров через азербайджанскую территорию.

Индия в понедельник подписала соглашение с Ираном об управлении в течение следующих 10 лет портом Чабахар, связанный с международным транспортным коридором "Север-Юг", важным звеном которого является Азербайджан.

Отметим, что это первый случай, когда Индия возьмет на себя управление зарубежным портом. Соглашение рассчитано на 10 лет, и предусмотрено его автоматическое продление.

Индия меняет стратегию грузоперевозок

Следует отметить, что в отличие от Китая, который на протяжении более двух десятилетий активно развивает свои инициативы по расширению транспортных проектов в направлении Центральной Азии, Кавказа, Турции и Европы, Индия относительно позже включилась в логистическую гонку.

При этом официальный Нью-Дели для выхода своих товаров на западные рынки в основном рассчитывала на морские пути через Аравийское и Красное моря, а также Суэцкий канал. Однако нынешняя ситуация в Красном море с нападением йеменских повстанцев - хуситов на торговые суда повлияла и на индийский экспорт, заставила страну активнее развивать наземные транспортно-логистические маршруты.

Так, согласно CRISIL Ratings, Индия несет убытки из-за необходимости обходить Красное море через мыс Доброй Надежды, из-за чего может потерять более $30 млрд экспорта в финансовом году, который завершился в марте.

При этом Индия и раньше планировала стать частью международных транспортных коридоров, в частности обнародованного в сентябре прошлого года экономического коридора Индия-Ближний Восток-Европа (IMEC). Проект с участием и Израиля получил поддержку США, которые пытались представить данный маршрут с Индией ответом на китайскую инициативу "Один пояс, один путь".

Однако всего через два месяца после презентации проекта началась очередная эскалация между Израилем и палестинским движением ХАМАС, вылившаяся в полноценную войну. Естественно, реализация проекта IMEC была отложена в долгий ящик.

Чабахар – важный для Индии порт

Иранские порты с выходом в Оманский залив имеют особое значение в реализации МТК "Север-Юг". В частности, порт Чабахар, расположенный в Оманском заливе, находится достаточно близко к Индии, вне Персидского залива, и имеет более выгодное географическое расположение.

Именно благодаря своей значимости порт Чабахар всегда был в поле зрения Нью-Дели, который инвестировал в разные годы в развитие его инфраструктуры около полумиллиарда долларов.

Получив управление данным портом, Индия сможет активнее использовать МТК "Север-Юг", в частности его западный маршрут через территорию Азербайджана.

Почему именно через территорию Азербайджана? Ответ прост: ведь именно на азербайджанской территории "Север-Юг" фактически интегрируется в другой важный для Индии проект – Транскаспйский маршрут (Средний коридор/ТМТМ), который связывает производителей глобального Юга с потребителями в Европе.

Проект уже активно работает и дорабатывается странами-участницами. Кроме того, в отличие от маршрута, который предлагает Армения, тут не нужно ничего строить или развивать инфраструктуру. То есть Индии не придется инвестировать в модернизацию данного проекта.

Стоит отметить, что, в частности, завершены работы по модернизации участка Среднего коридора – железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, благодаря чему пропускная способность проекта увеличилась с 1 до 5 млн тонн в год.

Таким образом, после завершения строительства участка Решт-Астара на территории Ирана западный маршрут МТК "Север-Юг" сможет предложить грузоотправителям из Индии улучшенную инфраструктуру. А интеграция со Средним коридором в Азербайджане откроет путь индийским поставщикам на западные рынки.