Сегодня мы расскажем про позицию бывшей береговой артиллерийской батареи №309 Владивостокской крепости на 55-й высоте, построенную в 1905 г.
Строительство первой позиции этой береговой батареи велось на склоне высоты 125,6 в период с 1904 по 1905 гг. под руководством военного инженера-строителя А. М. Новицкого.
На вооружении батареи стояло четыре 10-дюймовых пушки образца 1895 г., а сама батарея в разные годы носила номера III, VIII, XXVI и 309, а также имела прозвище 55-я высота.
В период с 1908 по 1909 гг. на батарее прошла модернизация, в ходе которой на позиции был построен двухэтажный пороховой погреб, а два из четырёх орудийных двориков получили усиление в виде бетонных брустверных стенок.
Но в 1914 г. в связи с началом Первой Мировой Войны, батарея была разоружена и её орудия были перевезены на запад страны, после чего позиция батареи стояла заброшенной до 1930-х гг.
Перед началом Великой Отечественной Войны, во время воссоздания системы береговой обороны Владивостока, двухэтажный казематированный погреб батареи стали использовать в качестве командного пункта 356-мм железнодорожной батареи №6, разворачивавшейся на позиции "Гнилой Угол".
В 1960 г. железнодорожная артиллерия была упразднена и погреба на позиции батареи стали использоваться под склады военного имущества, а впоследствии окончательно заброшены.
В настоящее время эта батарея является уникальным сохранившимся до наших дней образцом переходного типа береговых батарей XX века и числится в списке памятников архитектуры под номером 2510023405.
Так выглядят её модернизированные в 1909 г. орудийные дворики с бетонным бруствером и двухэтажным погребом между ними.
Основание орудия.
Так эти орудия выглядели при жизни.
Подачное окно из каземата порохового погреба.
Заглянем на верхний этаж погреба.
Здесь по бокам от сквозного коридора было всего пара казематов.
С колодцами на нижний этаж.
Сквозник нижнего этажа погреба основного боезапаса.
Таким он был во времена Гражданской войны.
Кстати сквозник здесь довольно необычный. Он коленчатый, но при этом имеет выступ как у прямого сквозника.
Спустимся туда.
Сквозник смыкается у входа, где когда-то стояла броневая дверь.
Внутри погреб сильно закопчён огнём.
И ничего интересного в нём не сохранилось.
Теперь перейдём к более старому казематированному погребу по центру позиции батареи.
Входы прикрывал прямой сквозник.
В котором были проходы в два небольших каземата боезапаса.
На старые коробки броневых дверей здесь установили современные новодельные копии с очень плохой копийностью.
Ну а так выглядят два ранних орудийных дворика без усиления брустверной стенкой.
Вокруг каждого из них располагалось несколько таких ниш.
Основание орудия.
И шпильки, на которые крепились основания орудий. Вот собственно и всё, что сохранилось от этой батареи на сегодняшний день.
Ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912
Спасибо за просмотр и до новых встреч.