Смерть родных, нахождение ребенка в зоне боевых действий, может перевернуть всю жизнь ребенка и послужить причиной его замкнутости и необщительности. Невыплаканное горе и печаль - важнейшие характеристики травмы, всегда связанной с чувством потери. Главной помехой здесь становятся чувства стыда и беспомощности. Но если взрослый человек потенциально все же может высказать и выразить горе, то ребенок находится в более тяжелом положении - у него еще не в полной мере развиты мышление и речь, чтобы он мог словами передать свои переживания. Часто единственным доступным ребенку способом выражения эмоций оказывается плач, но и в этом окружающие могут его «заблокировать»: «Ты уже взрослый, не плачь...» У ребенка остается два выхода - или переживать травматические переживания глубоко внутри, эмоционально отгородиться от окружающих и замкнуться в себе, или прибегнуть к реакциям протеста - гневу, агрессии, регрессивному поведению и др. Ребенок, пребывавший в неблагополучной среде, нуждается в максимально комфортной обстановке, во взрослых, которые обеспечат ему благоприятные условия для преодоления последствий психологической травмы. Ранимость к стрессу особенно велика в самой младшей и самой старшей возрастной группе. Это связанно с несформированностью адаптационных механизмов в детском возрасте и чрезмерной ригидностью в старшей возрастной группе, затрудняющей гибкий подход в преодолении последствий травмы.
Я хочу поделиться алгоритмом психологической помощи детям в ситуации ПТСР, который состоит из 6 модулей:
1 модуль - Безопасность;
2 модуль - Боль;
3 модуль - Страх;
4 модуль - Гнев;
4 модуль - Релаксация;
5 модуль - Выживший.
Терапия включает в себя 3 стадии:
1. Стабилизация состояния
- налаживание терапевтических отношений (к сожалению, 50% пациентов прерывают терапию через 2-3 встречи) и создание пространства безопасности;
- сбор специфического анамнеза и постановка диагноза;
- стабилизация состояния (технологии символ-драмы, техника «Ресурсное место»)
2. Проработка травмы: работа с воспоминаниями и сновидениями
3. Интеграция: включение в обыденную жизнь.
Главное, принимаем тот темп работы, который предлагает ребенок.
Индикаторы травмированности ребенка:
- Чувство незащищенности и беспомощности
- Тревога о будущем, ожидание «плохого», страх перемен
- Стыд, чувство вины, различные страхи
- Гнев, агрессивность
- Отчуждение и изолированность от окружающей физической и социальной действительности
- Невыплаканное горе
- Травматические игры и повторяющиеся действия
- Деформация картины мира
- Проблемы внимания, памяти, обучения
10. Травматические сновидения и нарушения сна.
Основные виды помощи:
- Игротерапия, арт-терапия и песочная терапия, куклотерапия
- EMDR – упражнение "Объятия бабочки"
- Метод сочинения сказок на темы в метафорической форме, отражающие пережитую травмирующую ситуацию.
Модули психотерапевтической работы (арт-терапия):
Модуль «Безопасность»
Упражнение «Как уберечь котенка?»
Задание: Попросите ребенка нарисовать, что необходимо котенку, чтобы он чувствовал себя в безопасности.
Возраст 3-5 лет:
- Что нужно для безопасности котенку? А тебе?
- В каких местах недалеко от дома Вы чувствуете себя в безопасности?
- Письмо человеку, с которым я чувствую себя в безопасности (а давай напишем письмо)
Возраст 6-12 лет:
- Место, где я чувствую себя в безопасности (придумай и нарисуй)
- Люди, с которыми я чувствую себя в безопасности (список и контакты, можем ли мы к ним обратиться)
Вопросы:
- Как ему помочь?
- Что ему необходимо чувствовать?
- Если ребенку необходима помощь, подскажите, что котенку, возможно хотелось бы иметь игрушку или одеяльце.
- Что или кто нужен этому котенку, чтобы быть в безопасности?
- Какие люди или вещи помогут тебе чувствовать себя в безопасности?
- Почему эти вещи позволяют тебе чувствовать себя в безопасности?
- Почему с этим человеком ты чувствуешь себя в безопасности?
Выслушайте и зафиксируйте ответы ребенка.
___________________________________________________________________________
Модуль «Беспокойство (тревога)»
Возраст 3-5 лет:
- А какого размера твое беспокойство? Беспокойство размером со слона?
- Моя тревога такая же большая как динозавр? Или маленькая, как черепаха? и т.д.
Возраст 6-12 лет:
- Что меня беспокоит? Напиши мысли (облако и бусы), их много, они не уместятся в облаке? Или это одно беспокойство?
2. Мое беспокойство размером со…
__________________________________________________________________________
Модуль «Боль»
Возраст 3-5 лет:
- В какой части тела я чувствую боль?
- Как ты ее чувствуешь?
- Давай заклеим ее защитным пластырем
- Давай нарисуем это защитный пластырь
- Давай мы раскрасим пластырь (любовь, радость), потому что слова тоже лечат
- Что нужно сделать, чтобы боль уменьшилась?
- Что мне помогает уменьшить боль?
- Что тебе говорит мама?
- От каких слов твоя боль проходит?
- От какой музыки она утихает?
Возраст 6-12 лет:
Упражнение «Где я чувствую боль?»
Задание: Раскрась ту часть тела, где ты чувствуешь боль.
Вопросы:
- Опиши свою боль
- На что она, по-твоему, похожа?
- Это же твоя часть, она приходит, чтобы тебя спасти?
- Если бы боль могла говорить, что бы она сказала?
- Если бы она слышала, что бы ты ей ответишь?
- Если бы ей можно было дать имя, как бы ты ее назвал?
- Поблагодарим ее или нет?
- Попросим ее о чем-то или нет?
Выводы: чтобы научиться контролировать боль, нужно немало времени. Понять, что ты чувствуешь, рассказывать об этом, рисовать рисунки о том, что для тебя представляют эти чувства, - важные шаги на пути к контролю своей боли. И со временем твоя боль станет намного меньше.
__________________________________________________________________________
Модуль «Страх»
Упражнение «Чудовище, пугающее меня»
Задание: Попросите ребенка нарисовать, как выглядит чудовище, которое его пугает. Затем спросите у ребенка, что бы он хотел сделать с чудовищем, которое его пугает. Попросите его нарисовать и это.
Выводы: «Ты можешь сделать, чтобы чудовище уже не было таким страшным. Если ты опять почувствуешь себя, попытайся нарисовать его, как оно выглядит, когда ты его не боишься.
Возраст 3-5 лет:
- А давай нарисуем человека, который очень напуган (если это котенок, то у него, наверное, хвост торчком; если это цветок, то, наверное, весь спрятался в бутончик)
- А может нарисуем того, кто его испугал?
- А как выглядит твой страх? Может это чудище? А как оно выглядит?
- Видишь, у него колючки, его, наверное, никто никогда не обнимал?
- Как изменить облик чудища, чтобы оно испытало любовь и радость?
- Наверное, это чудище не знает, что оно всех так пугает?
Возраст 6-12 лет:
- Нарисуй то, что ты боишься
- Что тебе помогает, когда ты боишься?
- Как ты раньше преодолевал этот опыт?
- Что тебя раньше пугало и как ты из этого вышел?
- Расскажи мне про свой кошмар, а чем он мог закончиться?
- Может быть он тебя куда-то ведет?
- Может тот волк, который за тобой гонится, хочет с тобой подружиться?
- А ты пробовал его спросить?
- А ты пробовал его обнять?
- А ты пробовал пойти туда, куда он тебя зовет?
___________________________________________________________________________
Модуль «Гнев»
Возраст 3-5 лет:
- А давай нарисуем человека, который очень рассержен?
- А посмотри на себя, как ты считываешь мои эмоции?
- А как ты понимаешь, что я сейчас сержусь или огорчена?
- А как ты сердишься?
- На какое животное ты становишься похож, когда сердишься?
- Что тебе помогает когда ты злишься?
- А давай посмотрим в этом наборе человечков (животных) как ты сердишься?
- А что тебе надо сделать, чтобы ты не сердился?
Возраст 6-12 лет:
- Список того, что тебя раздражает
- На какое животное ты становишься похож, когда сердишься?
- Что мне помогает, когда я злюсь?
__________________________________________________________________________
Модуль «Релаксация»
Возраст 3-5 лет:
- Мыльные пузыри
- Сжимание и разжимание кулачков
- Медленное рисование/раскрашивание; фокус внимания на кончике карандаша
Возраст 6-12 лет:
- Упражнение на дыхание
- Упражнение "Объятия бабочки"
- Упражнение «Воображаемое путешествие»
- Арт-техника Мой куст роз:
- где ты живешь?
- кто за тобой ухаживает?
- что ты любишь?
- чего боишься?
- кто тебя окружает?
- где бы ты хотел расти?
- в каких оптимальных условиях ты хотел расти?
- что лучше, когда над тобой колпак или чтобы тебя согревало солнце?
__________________________________________________________________________
Модуль «Выживший»
Травма, как часть жизненного пути. Образ своего «Я»
Возраст 3-12 лет:
- Что мне помогает, когда я злюсь?
- Создание помощника (нарисовать или создать свою куклу, а затем под руководством психолога играть с ней, проговаривая волнующие его ситуации и таким образом справляясь с ними).
3. Яблоня событий моей жизни. Простраиваем будущее по пунктам. Давай на яблоне твоей жизни среди других важных событий, твоего рождения, твоего похода в садик, твоей первой дружбы, твоего первого катания на велосипеде, мы еще отметим яблоко твоей травмы, потому что это тоже событие твоей жизни и оно останется с тобой навсегда, оно тебя изменило. Травма – это не то, что с нами произошло, это то, что мы переживаем после того, как это с нами произошло.
Автор: Иванченко Людмила Анатольевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru