Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Алгоритм помощи детям в ситуации ПТСР (в том числе детям, возвращенным из зон боевых действий)

Смерть родных, нахождение ребенка в зоне боевых действий, может перевернуть всю жизнь ребенка и послужить причиной его замкнутости и необщительности. Невыплаканное горе и печаль - важнейшие характеристики травмы, всегда связанной с чувством потери. Главной помехой здесь становятся чувства стыда и беспомощности. Но если взрослый человек потенциально все же может высказать и выразить горе, то ребенок находится в более тяжелом положении - у него еще не в полной мере развиты мышление и речь, чтобы он мог словами передать свои переживания. Часто единственным доступным ребенку способом выражения эмоций оказывается плач, но и в этом окружающие могут его «заблокировать»: «Ты уже взрослый, не плачь...» У ребенка остается два выхода - или переживать травматические переживания глубоко внутри, эмоционально отгородиться от окружающих и замкнуться в себе, или прибегнуть к реакциям протеста - гневу, агрессии, регрессивному поведению и др. Ребенок, пребывавший в неблагополучной среде, нуждается в максимально комфортной обстановке, во взрослых, которые обеспечат ему благоприятные условия для преодоления последствий психологической травмы. Ранимость к стрессу особенно велика в самой младшей и самой старшей возрастной группе. Это связанно с несформированностью адаптационных механизмов в детском возрасте и чрезмерной ригидностью в старшей возрастной группе, затрудняющей гибкий подход в преодолении последствий травмы.

Я хочу поделиться алгоритмом психологической помощи детям в ситуации ПТСР, который состоит из 6 модулей:

1 модуль - Безопасность;

2 модуль - Боль;

3 модуль - Страх;

4 модуль - Гнев;

4 модуль - Релаксация;

5 модуль - Выживший.

Терапия включает в себя 3 стадии:

1. Стабилизация состояния

- налаживание терапевтических отношений (к сожалению, 50% пациентов прерывают терапию через 2-3 встречи) и создание пространства безопасности;

- сбор специфического анамнеза и постановка диагноза;

- стабилизация состояния (технологии символ-драмы, техника «Ресурсное место»)

2. Проработка травмы: работа с воспоминаниями и сновидениями

3. Интеграция: включение в обыденную жизнь.

Главное, принимаем тот темп работы, который предлагает ребенок.

Индикаторы травмированности ребенка:

  1. Чувство незащищенности и беспомощности
  2. Тревога о будущем, ожидание «плохого», страх перемен
  3. Стыд, чувство вины, различные страхи
  4. Гнев, агрессивность
  5. Отчуждение и изолированность от окружающей физической и социальной действительности
  6. Невыплаканное горе
  7. Травматические игры и повторяющиеся действия
  8. Деформация картины мира
  9. Проблемы внимания, памяти, обучения

10. Травматические сновидения и нарушения сна.

Основные виды помощи:

  1. Игротерапия, арт-терапия и песочная терапия, куклотерапия
  2. EMDR – упражнение "Объятия бабочки"
  3. Метод сочинения сказок на темы в метафорической форме, отражающие пережитую травмирующую ситуацию.

Модули психотерапевтической работы (арт-терапия):

Модуль «Безопасность»

Упражнение «Как уберечь котенка?»

Задание: Попросите ребенка нарисовать, что необходимо котенку, чтобы он чувствовал себя в безопасности.

Возраст 3-5 лет:

  1. Что нужно для безопасности котенку? А тебе?
  2. В каких местах недалеко от дома Вы чувствуете себя в безопасности?
  3. Письмо человеку, с которым я чувствую себя в безопасности (а давай напишем письмо)

Возраст 6-12 лет:

  1. Место, где я чувствую себя в безопасности (придумай и нарисуй)
  2. Люди, с которыми я чувствую себя в безопасности (список и контакты, можем ли мы к ним обратиться)

Вопросы:

  1. Как ему помочь?
  2. Что ему необходимо чувствовать?
  3. Если ребенку необходима помощь, подскажите, что котенку, возможно хотелось бы иметь игрушку или одеяльце.
  4. Что или кто нужен этому котенку, чтобы быть в безопасности?
  5. Какие люди или вещи помогут тебе чувствовать себя в безопасности?
  6. Почему эти вещи позволяют тебе чувствовать себя в безопасности?
  7. Почему с этим человеком ты чувствуешь себя в безопасности?

Выслушайте и зафиксируйте ответы ребенка.

___________________________________________________________________________

Модуль «Беспокойство (тревога)»

Возраст 3-5 лет:

  1. А какого размера твое беспокойство? Беспокойство размером со слона?
  2. Моя тревога такая же большая как динозавр? Или маленькая, как черепаха? и т.д.
-2

Возраст 6-12 лет:

  1. Что меня беспокоит? Напиши мысли (облако и бусы), их много, они не уместятся в облаке? Или это одно беспокойство?
-3

2. Мое беспокойство размером со…

-4

__________________________________________________________________________

Модуль «Боль»

Возраст 3-5 лет:

  1. В какой части тела я чувствую боль?
  2. Как ты ее чувствуешь?
  3. Давай заклеим ее защитным пластырем
  4. Давай нарисуем это защитный пластырь
  5. Давай мы раскрасим пластырь (любовь, радость), потому что слова тоже лечат
  6. Что нужно сделать, чтобы боль уменьшилась?
  7. Что мне помогает уменьшить боль?
  8. Что тебе говорит мама?
  9. От каких слов твоя боль проходит?
  10. От какой музыки она утихает?

Возраст 6-12 лет:

Упражнение «Где я чувствую боль?»

Задание: Раскрась ту часть тела, где ты чувствуешь боль.

Вопросы:

  1. Опиши свою боль
  2. На что она, по-твоему, похожа?
  3. Это же твоя часть, она приходит, чтобы тебя спасти?
  4. Если бы боль могла говорить, что бы она сказала?
  5. Если бы она слышала, что бы ты ей ответишь?
  6. Если бы ей можно было дать имя, как бы ты ее назвал?
  7. Поблагодарим ее или нет?
  8. Попросим ее о чем-то или нет?

Выводы: чтобы научиться контролировать боль, нужно немало времени. Понять, что ты чувствуешь, рассказывать об этом, рисовать рисунки о том, что для тебя представляют эти чувства, - важные шаги на пути к контролю своей боли. И со временем твоя боль станет намного меньше.

__________________________________________________________________________

Модуль «Страх»

Упражнение «Чудовище, пугающее меня»

Задание: Попросите ребенка нарисовать, как выглядит чудовище, которое его пугает. Затем спросите у ребенка, что бы он хотел сделать с чудовищем, которое его пугает. Попросите его нарисовать и это.

Выводы: «Ты можешь сделать, чтобы чудовище уже не было таким страшным. Если ты опять почувствуешь себя, попытайся нарисовать его, как оно выглядит, когда ты его не боишься.

Возраст 3-5 лет:

  1. А давай нарисуем человека, который очень напуган (если это котенок, то у него, наверное, хвост торчком; если это цветок, то, наверное, весь спрятался в бутончик)
  2. А может нарисуем того, кто его испугал?
  3. А как выглядит твой страх? Может это чудище? А как оно выглядит?
  4. Видишь, у него колючки, его, наверное, никто никогда не обнимал?
  5. Как изменить облик чудища, чтобы оно испытало любовь и радость?
  6. Наверное, это чудище не знает, что оно всех так пугает?

Возраст 6-12 лет:

  1. Нарисуй то, что ты боишься
  2. Что тебе помогает, когда ты боишься?
  3. Как ты раньше преодолевал этот опыт?
  4. Что тебя раньше пугало и как ты из этого вышел?
  5. Расскажи мне про свой кошмар, а чем он мог закончиться?
  6. Может быть он тебя куда-то ведет?
  7. Может тот волк, который за тобой гонится, хочет с тобой подружиться?
  8. А ты пробовал его спросить?
  9. А ты пробовал его обнять?
  10. А ты пробовал пойти туда, куда он тебя зовет?

___________________________________________________________________________

Модуль «Гнев»

Возраст 3-5 лет:

  1. А давай нарисуем человека, который очень рассержен?
  2. А посмотри на себя, как ты считываешь мои эмоции?
  3. А как ты понимаешь, что я сейчас сержусь или огорчена?
  4. А как ты сердишься?
  5. На какое животное ты становишься похож, когда сердишься?
  6. Что тебе помогает когда ты злишься?
  7. А давай посмотрим в этом наборе человечков (животных) как ты сердишься?
  8. А что тебе надо сделать, чтобы ты не сердился?
-7

Возраст 6-12 лет:

  1. Список того, что тебя раздражает
  2. На какое животное ты становишься похож, когда сердишься?
  3. Что мне помогает, когда я злюсь?

__________________________________________________________________________

Модуль «Релаксация»

Возраст 3-5 лет:

  1. Мыльные пузыри
  2. Сжимание и разжимание кулачков
  3. Медленное рисование/раскрашивание; фокус внимания на кончике карандаша

Возраст 6-12 лет:

  1. Упражнение на дыхание
  2. Упражнение "Объятия бабочки"
  3. Упражнение «Воображаемое путешествие»
  4. Арт-техника Мой куст роз:

- где ты живешь?

- кто за тобой ухаживает?

- что ты любишь?

- чего боишься?

- кто тебя окружает?

- где бы ты хотел расти?

- в каких оптимальных условиях ты хотел расти?

- что лучше, когда над тобой колпак или чтобы тебя согревало солнце?

__________________________________________________________________________

Модуль «Выживший»

Травма, как часть жизненного пути. Образ своего «Я»

Возраст 3-12 лет:

  1. Что мне помогает, когда я злюсь?
  2. Создание помощника (нарисовать или создать свою куклу, а затем под руководством психолога играть с ней, проговаривая волнующие его ситуации и таким образом справляясь с ними).

3. Яблоня событий моей жизни. Простраиваем будущее по пунктам. Давай на яблоне твоей жизни среди других важных событий, твоего рождения, твоего похода в садик, твоей первой дружбы, твоего первого катания на велосипеде, мы еще отметим яблоко твоей травмы, потому что это тоже событие твоей жизни и оно останется с тобой навсегда, оно тебя изменило. Травма – это не то, что с нами произошло, это то, что мы переживаем после того, как это с нами произошло.

Автор: Иванченко Людмила Анатольевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru