Восточная Пруссия славилась своей авиаисторией. Только на территории нынешней Калининградской области в 30-х годах было построено более 30 аэродромов. Из всего этого до наших дней “дожили” не более десятка, и те в заброшенном состоянии. Объектом заслуживающего особого внимания в этом списке являлась авиабаза Нойтиф на косе Фрише Нерунг (ныне Балтийская коса).
Строительство авиабазы началось в 1934 году. Название было дано от расположенного на косе поселка Нойтиф. Всего за пять лет этот поселок из рыбацкого превратился в военный городок: были выстроены казармы и жилые дома, мастерские и склады, котельная и водопровод, школа и зенитные позиции, созданы все условия для пилотов Люфтваффе и обслуживающего персонала. Для офицерского состава даже было построено казино.
Аэродром был сдан в эксплуатацию в конце 1939 года. Хронисты того времени утверждали, что гауляйтер нацистской партии в Восточной Пруссии Эрик Кох восхищено заявил: это лучшее “гнездо” для германских ассов.
Аэродром был оснащен двумя взлетно-посадочными полосами, каждая километр в длину. Полосы располагались крест на крест под углом 45 градусов. Это позволяло самолетам взлетать при любом ветре.
При укладке полос использовался бетон. Снизу взлетные полосы были оснащены подогревом, что обеспечивало защиту от снежных заносов и наледи. Таким образом были предусмотрены все погодные условия, которые могли повлиять на полеты.
Уникальность аэродрома Нойтиф была еще и в том, что здесь могли взлетать и садиться гидросамолеты. Расположенная рядом гавань от залива Фришес Хафф отделялась искусственным молом, оборудованы слипы для спуска на воду гидросамолетов. По дну гавани были проложены коммуникации, которые в зависимости от времени суток обозначали посадочный путь: ночью это была подсветка, а в светлое время специальном оборудованием подавался воздух, воздушные пузыри поднимаясь на верх и это было видно пилотам.
Для самолетов были выстроены вместительные ангары: три капитальных бетонных и три железных. Самый большой имел размеры 100х35х9,5 метров. В нем одновременно могло укрыться 24 истребителя Messerschmitt Bf.109. С высокого здания из красного кирпича с циферблатом на стене когда то велось управление полетами гидропланов.
Говоря современным языком, это была действительно “навороченная” авиабаза. Но так сложилось, что все это не использовалось в полную силу и немецким ассам здесь не пришлось послужить. Во время второй мировой войны на аэродроме Нойтиф базировались небольшие части морской авиации с гидросамолетами "Хейнкель" - He-59, He-60 и He-114, занимавшиеся преимущественно морской разведкой. Активно задействованы они были лишь в 1940 году при оккупации Норвегии, в также в 1941-м во время продвижения группы армий "Север" по Прибалтике.
Свой главный бой спецы авиабазы приняли весной 1945 года, когда войска Красной армии подступали к Кенигсбергу. С востока на Нойтиф была переброшена прославленная истребительная эскадра "Мёльдерс". Таким образом “Мессеры” пытались повлиять на ход Хейльсбергского сражения.
Но все было тщетно. В ходе Восточно-Прусской операции советская авиация имела большое преимущество в воздухе: против двух сотен самолетов авиабазы Нойтиф, почти 6 тысяч машин.
Аэродром постоянно подвергался авианалетам и обстрелам с противоположного берега залива Фришесс-Хаф. Артиллерийский обстрел велся по косе Фрише Нерунг от взятого в конце марта замка Бальга. А в ночь 25 апреля 1945 года частями 11-й гвардейской армии осуществилась высадка десанта и последующее взятие территории косы.
В своих мемуарах, один из немецких генералов в написал о том самом десанте: это были часы непередаваемого кошмара... А в воспоминаниях штурмовавшего на Ил-2 Героя Советского союза, гвардии майора Константина Макарова говорится: задачами вылетов заключались в блокировании аэродромов противника. Против отчаянных штурмовок на бреющем полете немецкие зенитные орудия были бессильны, а с лётного поля уже не мог взлететь ни один самолет противника.
И тем не менее, не смотря на мощные бомбардировки и артобстрелы объекты авиабазы сильно не пострадали. Это было запланировано победителями изначально и потому, каждое действие было продумано и просчитано. А то, что частично было разрушено, восстановлено в короткий срок. Практически сразу авиабаза стала использоваться советской авиацией, и в последствии была названа “Коса”.
Несколько машин, среди которых были гидросамолеты - разведчики стали советскими трофеями и использовались на Балтике до начала 1950-х годов.
Летное поле с позывным “Стебелек” использовалось ВВС ВМФ СССР как база гидроавиации и истребителей. После реконструкции здесь обосновалась противолодочная авиация.
Со временем под самолеты истребительной эскадрильи была достроена и расширена одна из полос. Вторую полосу почти не использовали. На вооружении находились летающие лодки "Каталина", самолеты-амфибии Бе-4, Бе-6 и Бе-12, а также истребители МиГ-15.
Отдельно стоит рассказать об уникальных самолетах-амфибия Бе-12. На весь Советский союз их было произведено всего 143 единицы. На Бе-12 было установлено 42 официально зарегистрированных международных рекорда.
В последние десятилетия существования аэродрома здесь базировалась 49-я Таллинская Краснознаменная отдельная противолодочная авиационная эскадрилья. Эскадрилья регулярно участвовала в учениях по обнаружению подводных лодок и кораблей вероятного противника, силы и средства части время от времени были задействованы в спасательных операциях на Балтийском море.
Перед расформированием, в 1995 году эскадрилья была переведена на аэродром Храброво. Спустя некоторое время, в 1998 году прекратила своё существование, а самолёты были порезаны на металлолом, за исключением одного Бе-12.
Он уцелел по воле случая: был потерян его формуляр, без которого самолёт было невозможно списать. Благодаря чьей то халатности этот гидроплан- амфибия, «Повелитель трёх стихий», «Покоритель Пятого океана», «Летающий аквариум», «Чайка» был передан калининградскому Музею Мирового Океана. На территории музея он продолжает нести свою службу.
А на Балтийской косе тоже произошли перемены. Часть немецких ангаров разобраны на кирпичи, а летное поле зарастает травой и деревьями...
Но радует то, что силами неравнодушных людей все же сохраняются частицы истории. А сама Балтийская коса, со всеми ее историческими особенностями становится точкой притяжения для любителей путешествий.
Если тебе был интересен мой рассказ, подпишись.