Дорогие читатели, приветствуем вас на нашем канале!
Сегодня мы расскажем вам о нереализованных планах Солнцевской линии метро.
О самой линии можете почитать здесь:
О всех станциях линии:
Приятного чтения!
Планы 1970-х годов
Солнцевскую линию метро впервые стали проектировать только в 1970-х годах, так как районы Солнцево и Ново-Переделкино тогда не входили в состав столицы.
По Генплану 1971-го года планировалось строительство Калининско-Арбатского диаметра. На востоке диаметр должен был идти через районы Перово и Новогиреево в подмосковный город Реутов. В центре — проходить через станции Таганская и Новокузнецкая до Арбатской, а далее соединяться с Арбатским радиусом глубокого заложения (при этом, пассажирское движение между Арбатско-Покровской и Филёвской линиями могло быть восстановлено по соединительной ветви Площадь Революции — Александровский сад). А на западе к станции Киевская примыкал бы перспективный Киевский радиус в сторону Солнцева (до ж/д платформы Солнечная Киевского направления).
Задуманная трассировка диаметра выглядела так:
Реутово - Кетчерская - Новогиреево - Перово - Новая - Таганская - Новокузнецкая - Арбатская (2) - Киевская (2) - Мосфильмовская - Ломоносовская - Раменки - Лобачевская - Востряково - Солнцевский Проспект - Солнечная.
По другому проекту тех лет на Калининско-Арбатском диаметре могло быть организовано вилочное движение поездов от станции Ломоносовская: часть из них следовала бы в сторону станции Промзона (Очаково) через станции Матвеевское и Аминьевская, а другая часть ехала бы до Солнцева.
Причём уже тогда на перспективных станциях Аминьевская и Мичуринский проспект планировалась пересадка на Большую кольцевую линию.
Планы 1990-2000-х годов
Проект хордовой линии
Распад СССР и экономическое положение страны вынудили искать более дешёвые пути решения транспортных проблем периферийных районов столицы. Так появилась идея о строительство в Солнцево хордовой линии.
Линия должна была соединять подмосковный город Мытищи на севере с посёлком Внуково на юге, и проходить через станции: Мытищи, Ботанический Сад, Дмитровская, Аэропорт, Полежаевская, Парк Победы, Раменки, Очаково, Солнцево и Внуково.
Строительство хордовой линии планировалось осуществить до 2010-го года.
Немного позже первоначальная проектная трассировка линии была изменена, теперь маршрут проходил следующим образом: Мытищи - ВДНХ - Марьина Роща - Савёловская - Динамо - Беговая - Москва-Сити - Парк Победы - Мосфильмовская улица - Раменки - Солнцево.
В середине 1990-х годов от строительства хордовых линий решили отказаться. На перспективной схеме 1993-го года от хордовой линии остался лишь участок от Солнцева до Парка Победы, а на схеме внеуличного 1998-го ещё показана линия от Новопеределкино до ВДНХ.
Линия лёгкого метро
В 2002-м году было решено построить линию так называемого «лёгкого метро» от станции Юго-Западная Сокольнической линии. В отличие от Бутовской линии, которая представляет собой, по сути, продолжение Серпуховско-Тимирязевской линии с более короткими станциями, Солнцевская линия лёгкого метро изначально была задумана как распределительный контур. При этом, на задуманной ранее хорде Солнцево-Мытищи, укороченной теперь до станции Олимпийская деревня, должна была быть организована пересадка на линию лёгкого метро.
При проектировании был учтён опыт (не всегда положительный) строительства и эксплуатации Бутовской линии. В отличие от Бутовской, в проекте Солнцевской линии длина станционных платформ увеличена для возможности использования составов из четырех вагонов типа 81-740/741 "Русич" в целях повышения максимальной провозной способности.
Трасса будущей линии длиной около 10-ти километров должна была начинаться у станции Юго-Западная Сокольнической линии, далее проходить вдоль улицы Покрышкина, Мичуринского проспекта, после за МКАД вдоль Боровского шоссе. В перспективе линия могла дойти до аэропорта Внуково.
Вскоре из первоначального проекта были исключены станции Никулинская (находилась бы в конце улицы Покрышкина) и Востряково (располагалась бы у Востряковского кладбища), как предположительно имеющие малый пассажиропоток.
Поговорим о проектировавшихся станциях линии и её маршруте.
Станция Юго-Западная проектировалась односводчатой, мелкого заложения, с двумя вестибюлями и островной платформой шириной 10 метров. Должна была иметь пересадку на одноимённую станцию Сокольнической линии.
Дальше линия по кривой радиусом 150 метров поворачивает на трассу вдоль улицы Покрышкина, причём сооружение этого участка планировалось осуществить закрытым способом щитовой проходкой. Далее линия должна была выходить на поверхность в районе Парка Школьников, подниматься на эстакаду и поворачивать на Мичуринский проспект, где на Озёрной площади разместилась бы станция Олимпийская деревня.
Станция Олимпийская деревня могла в перспективе иметь пересадку на проектируемую линию вдоль Мичуринского проспекта (бывшую хорду). Длина платформы станции составила бы 121, 8 м (как и на всех последующих эстакадных станциях).
Также поступали интересные предложения организовать на линии сквозное движение из Солнцево до Парка Победы, а участок от Олимпийской деревни до Юго-Западной выделить в отдельную "челночную" линию.
После пересечения МКАД линия шла бы вдоль Боровского шоссе. В районе примыкания улицы Главмосстроя была бы сооружена станция Терешково.
Следующая станция Солнцево могла находиться вдоль нечётной стороны Боровского шоссе рядом с Большим Солнцевским прудом.
Станция Боровское шоссе предположительно размещалась после пересечения Приречной улицы. Перед станцией был запланирован съезд на служебную ветвь в электродепо.
Далее линия пересекала бы Боровское шоссе, переходила на его чётную сторону и следовала вдоль границы леса. На пересечении шоссе с улицей Шолохова должна была располагаться станция Новопеределкино.
В конечном итоге, детальный анализ показал нецелесообразность создания Солнцевской линии лёгкого метро, поэтому было решено вернуться к предыдущим планам по строительству классического метро от Парка Победы.
Продление Калининской линии
Что касается идеи соединения уже существовавшего Калининского радиуса с проектируемым Солнцевским, она появилась не сразу. Изначально Калининская линия должна была идти севернее. Участок общей протяжённостью 13,5 км, включал в себя 12 станций: Кадашёвская, Остоженка, Плющиха, Конюшковская, Трёхгорка, Деловой центр, Фили, Большая Филёвская улица, Филёвская Пойма (по другому варианту — Шелепиха, Мнёвники), Народное Ополчение, Живописная, Серебряный Бор.
С 1993-го года линию планировалось довести до Строгино, где участок Строгино — Пятницкое шоссе Арбатско-Покровской линии должен был быть переподключён на Калининскую линию. Для этого за станцией Строгино были построены камеры съездов.
В 2000-х годах появился проект Третьего пересадочного контура, трасса которого повторяла один из вариантов трассы Калининской линии через Шелепиху, Мнёвники и далее шла через Ходынское поле к станциям Динамо и Савёловская, таким образом, заместив собой ранее планируемый срединный участок Солнцевско-Мытищинской хорды. В результате этого и появилось решение об объединении Солнцевского радиуса с Калининским.
Строительство Солнцевской линии началось в 2010-м году. Сначала стал строиться западный участок линии от станции Парк Победы в направлении района Солнцево, который планировалось впоследствии соединить с Калининской линией.
Из первоначального проекта Солнцевской линии были исключены три станции: Мосфильмовская, Олимпийская деревня и Терешково.
Станция Мосфильмовская
Строительство станции планировалось в одном из вариантов трассировки Солнцевской линии между Минской и Ломоносовским проспектом. Станция должна была располагаться под улицей Улофа Пальме и Университетским проспектом на пересечении с Мосфильмовской улицей (по которой станция и получила своё название).
Станция Олимпийская деревня
Планировалась в изначальном проекте Солнцевской линии на перегоне Озёрная — Мичуринский проспект. Должна была располагаться в районе Очаково возле ТРЦ «Фестиваль» и Центра детской психоневрологии.
Название станции было дано по находящемуся рядом одноимённому жилому микрорайону в составе района района Тропарёво-Никулино ЗАО, возведённому в 1977-1980-х годах в рамках программы по подготовки к Олимпийским играм-80 для проживания их участников.
Начиная с 2012-го года, станция отсутствует в каких-либо проектах по строительству, в том числе и перспективных. Планировалось, что станция станет временной конечной до продления линии в Ново-Переделкино.
Станция Востряково
Планировалась в изначальном проекте станция Солнцевской линии между Озёрной и Терёшково (сооружена как Говорово). Станцию предполагалось разместить у пересечения Боровского шоссе и Домостроительной улицы, а Терёшково — у пересечения шоссе и улицы Главмосстроя. Название станции было дано по микрорайону Востряково в составе Солнцево.
В 2013-м году станция была исключена из проекта, а Терёшково (Говорово) перенесли восточнее, между улицей 50 лет Октября и проектируемым проездом № 6055.
В результате, в 2014-м году для пассажиров был открыт участок Парк Победы — Деловой центр, в 2017-м году — участок Парк Победы — Раменки, а в 2018-м — Раменки — Рассказовка. В 2023-м году линию удалось продлить ещё на две станции: Пыхтино и Аэропорт Внуково.
Нереализованный проект центрального участка Калининско-Солнцевской линии
Что касается проекта соединения Солнцевского радиуса с Калининским, в 2012-м году из него были исключены станции Кадашёвская, Конюшковская и Трёхгорка.
Станция Кадашёвская
Должна была находиться на западной оконечности острова Балчуг, между Болотной площадью и памятником Петру I. На перегоне Плющиха — Третьяковская. Получила название по одноимённой набережной. Согласно проекту, станция — пилонная глубокого заложения. Перегон между Третьяковской и Кадашёвской должен был составлять 950 м.
Предполагалось, что строительство станции будет происходить при участии частных инвесторов, поскольку для массового обслуживания населения такая станция бесперспективна. В 2012-м году станция была исключена из планов по перспективному строительству.
Станция Конюшковская (Площадь Свободной России)
Станция должна была быть построена между Плющихой и Трёхгоркой. Могла находиться на стыке Конюшковской улицы и площади Свободной России (по котором и получила своё название). Проектировалась с возможностью пересадки на перспективную станцию Российская на Кольцевой линии (которая бы находилась на перегоне Краснопресненская — Киевская).
В связи с изменением трассировки линии заменена на Дорогомиловскую на противоположном берегу Москвы-реки.
Станция Трёхгорка
Станция Трёхгорка планировалась на перегоне Деловой центр — Плющиха. Её планировалось разместить на пересечении Мантулинской улицы и улицы 1905-го года, вблизи Трёхгорной мануфактуры (по которой она и была названа).
Мыслилась как станция глубокого заложения. Именно для перспективной станции метро ещё в 1970-х годах был сооружён подземный переход под перекрёстком улиц Мантулинской и 1905-го года. В связи с изменением трассировки линии станция строиться не будет.
После исключения из проекта рассмотренных станций на центральном участке будущей Калининско-Солнцевской линии в отдалённой перспективе должно быть построено три промежуточные станции: Дорогомиловская, Плющиха и Волхонка.
На этом на сегодня всё. Спасибо, что дочитали до конца! Надеемся, что было интересно. Будем рады вашей поддержке подпиской, лайком и комментарием. Удачи и до новых встреч!