Ежегодно в России производится около 450 миллионов пластиковых канистр для моторных масел и других технических жидкостей. Куда девается вся эта тара после того, как ее содержимое используется по назначению, можно лишь догадываться. При этом, бесспорно, без правильной утилизации канистры с остатками техжидкостей вредят окружающей среде. Интересное решение, как можно использовать пластиковые емкости повторно с пользой для всех, недавно предложили российские специалисты в области дорожного строительства.
Польза под ногами
Российские специалисты в области дорожного строительства предложили инновационный подход к использованию пустых канистр от смазочных материалов для улучшения качества дорожных покрытий из битумобетона. Этому предшествовало исследование, проведенное учеными Пермского политехнического университета и посвященное важности нахождения надежных и экологически эффективных решений в сфере благоустройства дорог.
Битумобетон, состоящий из минеральных компонентов, таких как песок и щебень, смешанных с разогретым битумом, является основным строительным материалом для дорожных покрытий. Качество таких покрытий имеет решающее значение для безопасности и комфорта дорожного движения и напрямую зависит от состава материала, его стойкости к деформациям и изменениям температуры.
Ученые предложили добавлять в состав битумной смеси измельченную пластиковую тару от моторного масла. Не всякую, естественно, а только ту, которая изготовлена из высокоплотного полиэтилена. Подобные инновационные добавки призваны улучшить механические свойства и структурную целостность дорожного покрытия. Экспериментальные исследования уже даже показали оптимальные концентрации добавок – от 4 до 18 % для измельченной тары и от 5,5 до 5,8 % для битума.
Согласно мнению доцента кафедры автомобильных дорог и мостов Пермского политехнического университета Кирилла Тюрюханова, такой подход не только улучшит качество дорожных покрытий, но и будет способствовать минимизации отрицательного воздействия на окружающую среду.
Трудности сбора
Польза – пользой, но, помимо конечного результата предложенного способа утилизации пластиковой тары из-под масел, важно понимать, каким образом можно организовать централизованный сбор таковой по всей России. Если этот вопрос не решить с самого начала, то все рассуждения о рациональном использовании ресурсов и снижении негативного воздействия на окружающую среду теряют смысл.
Одним из возможных обсуждаемых в настоящее время решений может стать создание специальных пунктов приема использованных канистр на автозаправочных станциях или в автомастерских, где владельцы автомобилей могли бы сдавать пустую тару самостоятельно.
Также возможны программы по переработке и утилизации, поддерживаемые как государством, так и частными компаниями. Например, непосредственно производители смазочных материалов могли бы организовать собственные программы по сбору и переработке пустых канистр, возможно, предлагая дополнительные льготы или бонусы для участников.
И конечно, необходим запуск специальных информационных кампаний и образовательных мероприятий, призванных повысить осведомленность общественности о необходимости правильной утилизации пластиковой тары и ее потенциальной пользе для строительной индустрии. Без содействия соответствующих госорганов этот процесс также представляется едва ли осуществимым.
Таким образом, централизованный сбор и переработка пустых канистр из-под смазочных материалов мог бы, с одной стороны, решить вопрос грамотной утилизации использованной тары из-под масел, а с другой – избавить нашу страну от одной из главных бед, коей, как все знают, являются плохие дороги. Однако без заинтересованности властных органов и крупных предприятий все это рискует остаться не более чем хорошей идеей на весьма неопределенный срок. Да и от сознательности граждан-автовладельцев в этом деле зависит очень многое.
А вы бы стали пользоваться специальными пунктами приема б/у тары на автозаправках и автосервисах вместо того, чтобы выкидывать только что опустошенную канистру в ближайший мусорный бак?