Бытует мнение, что ребёнку в жизни приходится многим жертвовать, чтобы добиться каких-либо успехов в сфере академического музыкального искусства. Речь об исполнительстве.
Насколько это так?
Как профессиональная пианистка, однажды вошедшая в музыкальный мир ребёнком 4-х лет, могу поделиться некоторыми личными выводами.
Как бы ни показалось удивительным, но здесь отчасти можно провести параллель со спецификой жизни профессиональных спортсменов, так как любое музыкальное исполнительство связано с понятием «тренировки», «отработки», «поддержания формы», «стабильного графика занятий» и т. д.
Но если спортсмен в большинстве случаев прекращает выступать/соревноваться в довольно раннем возрасте по объективным причинам – музыкант чаще способен оставаться в исполнительской форме всю жизнь, что требует соответствующего образа жизни.
Педагогическая деятельность не обязывает вести исполнительскую карьеру, однако, чтобы стать преподавателем музыки, специалистом, необходимо пройти сложный и отнюдь не быстрый образовательный путь, наполненный выступлениями и безусловной практикой игры на инструменте.
Какова цена?
Куда уходит детство....
Самая большая цена, которую приходится платить – время. А что есть время для ребёнка, помимо его затрат на обязательную занятость учёбой и жизненно необходимыми базовыми потребностями (сон, питание и прочее)?
Это также общение со сверстниками (внешкольное), со своей семьёй, детские развлечения, элементарный отдых разного формата (дополнительный сон, просмотр кино/мультфильмов, чтение любимых книг, прогулки на природе и многое другое).
И если базовые потребности ребёнка и его обязанность учиться (хотя бы в общеобразовательной школе) невозможно обойти, то другую сторону жизни вполне можно вытеснить каким-либо большим увлечением жизни, например – музыкой.
Не буду здесь описывать каким образом происходит этот тонкий процесс. Но степень того, насколько музыка вытесняет определённую часть жизни ребёнка зависит от того, насколько он ею увлечён. Сейчас не хочу затрагивать болезненную тему ситуаций, когда детей силком заставляют заниматься искусством, которое они в итоге возненавидят. Однако, и любовь к искусству оказывается в некотором смысле жертвенным выбором в жизни.
Можно сколько угодно говорить о балансе, о том, что возможно уравновесить график и найти время для всего. Но в итоге – чаще это лишь разговоры. Даже если будет оставаться время для чего-то помимо музыки, на это не остаётся сил. А если остаётся – значит где-то недоработал, недозанимался. Что-то недоучил...
Играть, или не играть и не переживать
Зрелым пианистам не всегда нужно заниматься по 6-9 часов в сутки, достаточно пары часов, чтобы прийти в форму. Но за этой чудо-способностью стоят годы беспощадной работы в детстве и в юности, в тот период, когда формируется аппарат (руки), мозг, мышление, личность и т. д.
Возможно, я привожу пример не столь распространённый. Ведь чтобы быть хорошим учителем музыки или же просто образованным музыкантом, не всегда нужно быть безупречным исполнителем, пожизненным пахарем, рабом своего станка. Иногда достаточно знать и понимать, что и как нужно сделать, чтобы «играть хорошо», чтобы «хорошо звучало», но вовсе не обязательно делать это самому.
И если в процессе учёбы музыкант принял для себя решение, что он не готов посвятить свою жизнь практике – но готов помочь тем, кто этого желает, возможно не стоит слишком переживать о том, что недозанимался, недоработал… Мою мысль можно оспорить, ведь в таком случае специалист кажется каким-то неполноценным, но в музыке всё несколько иначе, чем в других профессиях.
Образованный музыкант в первую очередь должен быть музыкантом. Что это значит? Безупречное чутьё, чувство меры, вкус, развитое мышление, музыкальная интуиция, обладание знаниями, и также знаниями о том, как их применять.
Здесь не беру во внимание идеальные, но тяжёлые варианты, где музыкальность человека совпадает с его техническими возможностями а также его упорством, пожизненным трудолюбием. Ведь тогда и детство отдать не жалко и юность! Да и вообще – всю жизнь! [слегка иронизирую]
Хочу заметить другое. Есть неприятное понятие среди исполнителей – технарь. Это тот, кто просто «лабает» [ненавижу это противное слово], «чешет», «поливает» – тот, кто с лёгкостью преодолевает все технические задачи. Просто потому, что ему всё легко, а легко – оттого что музыки нет! Просто чёс. И как бы глупо это ни было – такие мастера, не обделённые технической разрешающей способностью, страдают недостаточностью музыкальности.
И мне всегда больно наблюдать те случаи, когда из ребёнка делают обезьянку, натаскивая технику, замуштровывая маленького человека до состояния робот-машины. А зачем? Ведь всё это пройдёт… И жизнь его пройдёт.
Так называемую гениальность исполнения, живую искорку в игре никак не вымуштровать! Она идёт через сердце, из особой головы в добротные руки. И к тому же, она никогда ничего никому не доказывает.
Думайте сами, решайте сами: играть или не играть...
Мне уже думать поздно. А Вы ещё может быть успеете!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Также статьи:
О моих уроках: