Всем привет, с вами Неоновый Герой. Серия Call of Duty всегда задавала тренд на жанр шутеров от первого лица. Суть была не сколько в реалистичности отображения суровых картин войны(на моей памяти именно тогда оружие в играх стало показываться более реалистично, включая даже правильное расположение затворов), до кинематографичности происходящего и заимствований многих сцен из фильмов. Фактически Call of Duty задала тренд на появление многочисленных шутеров про Вторую Мировую Войну, где помимо бравых американцев и британцев против фашистских нелюдей воюют и советские солдаты. Однако, время шло, и многим декорации Второй Мировой начали приедаться. И тут Infinity Ward, которая задала тренд, внезапно сменила сеттинг своей серии на современность. Вышедшая в 2007 году четвёртая часть серии с подзаголовком Modern Warfare переносит игроков в альтернативную современность, где мы не только воюем с применением современных гаджетов и технологий, но и видим все ужасы современной войны, которые не особо поменялись с изменением временного периода - просто жертв и изощрённых способов убийств стало гораздо больше. Отличные продажи этой игры и зашедший игрокам мультиплеер убедили Infinity Ward сделать целую трилогию Modern Warfare. С тех пор утекло немало воды, и нынешний ремейк Modern Warfare, содержащий в себе политическую повестку заставляет задуматься: а всё ли так однобоко в подобных играх было раньше. Именно здесь, в этой статье, я решил вернуться к разбору трилогии Modern Warfare, чтобы понять - была ли раньше в этой трилогии политическая повестка, и как теперь можно посмотреть на этот боевик сквозь призму нынешних событий. Итак...
Call of Duty: Modern Warfare(2007)
Выход первой игры был подобен эффекту разорвавшейся бомбы. Modern Warfare была инновационной во всём: от демонстраций эффектных боёв в декорациях современного мира, до весьма интригующего сюжета, пусть и щедро сдобренного отборной клюквой. Самая главная фишка серии Call of Duty: кинематографический экшен, который напрямую заимствовал сцены из военных фильмов(вроде "Враг у ворот" или "Спасти рядового Райана"), остался и здесь: тут есть и "Падение Чёрного Ястреба" и "Скала" Майкла Бэя и много других современных боевиков. Что касается сюжета, то здесь он похож на типичный голливудский боевик, где бравые американские и британские солдаты спасают мир от ядерной угрозы. Мы знакомимся с лейтенантом британского спецподразделения Джоном Мактавишем, под кличкой "Соуп", и попадаем под командование ни много ни мало капитана Прайса(который ещё и в первых частях Call of Duty воевал: видимо дед современного Прайса). Отряд SAS двигается в подавляющем большинстве случаев на территории СНГ, так по сюжету игры: "В мире всё отлично, а в России идёт гражданская война". Тем временем бравый американский морпех сержант Пол Джексон с контингентом войск США в 30000 человек, отправляется в неназванную ближневосточную страну, так как лояльного Западу президента свергли и казнили перед расстрельным столбом(и всё это мы могли наблюдать от лица убитого), а бравые G.I летят устранять злобного диктатора Халеда Аль-Асада, узурпировавшего власть. Тут можно провести множество параллели с реальными боевыми действиями армии США в Ираке, Афганистане и Сирии. Впрочем, всё заканчивается не победой американцев, а ВНЕЗАПНО, взрывом ядерной бомбы, стеревшей с лица земли столицу и всех находившихся там американцев. Разрабы даже сделали неэкшенновую, но очень атмосферную миссию "Последствия", где мы, собственно наблюдаем весь ужас разыгравшейся трагедии.
Однако, остальная половина игры происходит с "Соупом" Мактавишем на территории России. Тут мы можем воочию наблюдать клюкву, понадёрганную из фильмов: тут и бойцы в шапках-ушанках(один из них пьяный вусмерть); "хорошие русские" в виде отряда сержанта Камарова, похожего больше на гаишника, чем на спецназовца; и "плохие русские" во главе с чеченским ультранационалистом Имраном Захаевым, который хочет возродить Советский Союз; и слово МИР с тремя ошибками на стене. Отдельного разговора стоит миссия-флэшбэк в Чернобыле, где в роли молодого Прайса мы проводим заказ на устранение Имрана Захаева близ ЧАЭС, вместе со своим полевым командиром капитаном Макмилланом. Одна из лучших и продуманных миссий в игре, ибо вместо постоянного экшена, необходимо оставаться незамеченным. Вышло даже атмосфернее, чем целая серия игр, посвящённая Чернобылю (S.T.A.L.K.E.R., извини, но так оно и есть). И всё это на фоне прекрасно поставленных и срежиссированных заскриптованных моментов. Сам же геймплей отлично вписывается в общее настроение игры. Смена сеттинга со Второй Мировой на современность поспособствовала введению новых гаджетов в инвентаре главных героев, вместо ППШ и МР-40 мы воюем с М16 или АК-47(как собственно, и с другими известными пушками). Одна из миссий(ставшей впоследствии фишкой серии MW) проходит за монитором боевого самолёта АС-130, который осуществляет поддержку пехоте SAS с воздуха. Черно-белое окружение, радиоэфир пилота с базой - всё это было в диковинку для шутера от первого лица.
По итогу, первую часть Modern Warfare очень тепло приняли, причём как сюжетный режим, так и мультиплеерную составляющую. Мультиплеер сделал "Колду" на многие годы самой популярной серии сетевых шутеров, во многом задавая тренд, которым стали придерживаться и конкуренты Infinity Ward: "Battlefield" - самый яркий пример. Сюжетно первая Modern Warfare не особо выделялась серой моралью, являясь, по сути, клюквенным боевичком на тему "альтернативной современности".
Call of Duty: Modern Warfare 2(2009)
Вторая часть не заставила себя долго ждать. В 2009 году Modern Warfare 2 вышел на свет, и негласно считается лучшей в трилогии. Сюжет мгновенно набирал обороты и, в отличие от постепенного и планомерного повествования, разгоняющегося лишь в самом конце, вторая часть сразу же бросает игрока в спецоперации по всему миру: от России и США до Бразилии. Ещё бы: ведь здесь мы впервые увидим гипотетическую Третью Мировую Войну между Россией и США, Тут же появляются и самые известные персонажи серии Modern Warfare: жутко распиаренный и немногословный боец под кличкой Гоуст, матёрый генерал армии США Шепард, а также главный антагонист всего MW: Владимир Макаров. Именно он и ответственен за главный спорный момент второй части MW: миссию "Ни слова по-русски!"
Напомню, что именно стало причиной для скандала: миссия заключается в том, чтобы устроить террористический акт в российском аэропорту имени Имрана Захаева(похожий, кстати, на реально существующий аэропорт Домодедово). При этом, играем мы за агента ЦРУ ОТГ-141 под прикрытием, которого потом Макаров пристрелит, что позволит ему объявить общественности о том, что в этом бесчеловечном расстреле гражданских виноваты американские спецслужбы. В своё время именно эта миссия стала поводом для жарких споров в Госдуме РФ, где обсуждался запрет продажи Call of Duty: Modern Warfare 2. По итогу, в релизной лицензионной версии MW 2 эту миссию можно пропустить. Тем не менее, стоит рассмотреть этот эпизод более подробно. Тогда, в 2009 году, отношения между Западом и Россией были более благоприятными, и разговоры о "русофобии в западной культуре" практически не велись. Забавно, что впоследствии, когда в 2019 году вышел перезапуск Modern Warfare с так называемой "серой моралью", где все совершают плохие поступки и преступления в период боевых действий, в нём запрещалось убивать гражданских, а пренебрегающего игрока моментально возвращали к чекпоинту. Здесь же, в шутере от первого лица, где мы противостоим вооружённым противникам, имеется целая миссия, где дозволяется расстрелять гражданских(да, конечно, можно в них и не стрелять, но оправдать этим эпизод не получится). Конечно, MW 2, это художественный вымысел, и все его эпизоды, ровно как и эпизоды, когда русские вторгаются на территорию США, происходят в альтернативной реальности. Тем не менее, выдача оружия игроку для стрельбе по гражданским без порицания, отдав мораль на откуп игроку - решение весьма спорное. Как минимум(и это было бы логичнее) стоило бы оставить данную миссию, отдав игроку возможность лишь выступать в этом теракте в качестве свидетеля - и тогда проблем с MW 2 и ограничением на него в РФ вообще не было(как обычно, это субъективное мнение автора и вы можете оспорить его в комментариях).
В остальном же MW 2 брал формулу первого, только всё получилось гораздо более зрелищнее и качественнее. Современная война с использованием новых гаджетов(вроде датчика противников на стволе вашей винтовки или использование боевых дронов), а также намного зрелищные погони на снегоходах и лодках. В связи с этим, даже клюквенный гулаг в Казахстане, где содержится капитан Прайс, не особо раздражает. Ну и конечно, во второй трети игры сюжет делает нехилый твист, когда антагонистом оказывается доблестный генерал Шепард, у которого имелась своя мотивация и причины пойти против наших героев( что роднит его с антагонистами боевиков Майкла Бэя). Притом, именно в MW 2 прослеживается сюжет, что многие высшие чины буквально наживаются на войнах, используя как наёмников из ЧВК, так и непосредственно солдат своих армий. Infinity Ward действительно удалось показать, что ради достижения своих целей, элиты с той или иной стороны готовы как бросить в бойню своих солдат, так и пожертвовать жизнями сотен, а то и тысяч мирных людей. И всё это отлично срежиссировано(читай, заскриптовано) и выглядит достаточно зрелищно. Параллельно с одиночной кампанией хорошо развивался и мультиплеер. Порог вхождения новичков в новую сессию был несколько смягчён, что, с одной стороны, подкрепляло интерес новых игроков к мультиплееру второй MW, но, с другой, существенно расширяло возможности для различных фич и багов, с помощью которых некоторые игроки веселились в сессиях, раздражая всех, от новичков до прожённых ветеранов. Особенно отличились так называемые "нубомёты" - используя подствольник у автоматов, с его помощью игроку было очень легко набивать себе фраги, что вызывало подгорание пятой точки у окружающих. Куда лучше многим пришёлся по душе новый введённый режим "Спецоперации": требовалось пройти карту, выполнив задание с определёнными условиями. Впоследствии, этот режим станет фишкой всей серии.
Call of Duty Modern Warfare 3(2011)
Заключительная часть трилогии отличалась тем, что в ней отсутствовал первый тренировочный уровень, а игрока бросали сразу же в гущу событий, на улицы Нью-Йорка, где разгорался суровый бой между американцами и русскими. Главные герои первых двух частей: капитан Прайс и Соуп(остальные были убиты в ходе сюжета второй MW) теперь вне закона и занимаются поисками Макарова. Как бы оправдываясь за спорную миссию в аэропорту из прошлой части, разработчики вводят нового героя - "хорошего русского" по имени Юрий, который, как оказалось, когда-то работал с Макаровым и присутствовал как в миссии по устранению Захаева в Припяти, так и при взрыве ядерной бомбы на Ближнем Востоке, но перед атакой на аэропорт одумался и даже пытался остановить Макарова, так-то. Здесь игроки также всплакнули, проклиная Infinity Ward, как когда-то в MW 2, когда застрелили их любимого Гоуста, ведь здесь в середине сюжета погибает ни много ни мало сам Соуп Мактавиш. Разработчики вообще не боялись убивать своих героев(ну и чего, в следующей части введём нового), повышая градус накала событий до какого-то запредельного уровня. В отличие от первой MW, которая делала героев из бравых американских или британских солдат, теперь мы можем оказаться в образе офицера охраны президента Воршевского(или Гуревича - чёрт его знает, но это фамилии гипотетического "лояльного" Западу президента России). Сюжет вновь бросит нас по всему земному шару от Сьерра-Леоне и Чехии до Саудовской Аравии. В остальном, MW 3 достойное завершение трилогии от зрелищного падения Эйфелевой Башни и заканчивая эпичной расправой Прайса над Макаровым, в духе предыдущих частей. При этом, в сюжете отсутствуют неоднозначности, которые были присущи второй части MW. Тот же Макаров превратился из неоднозначного антагониста в откровенно линейного злодея, мечтающего уничтожить всю Европу и править на её останках. Тем не менее, и здесь нашлось место ужасам современной войны: чего только стоит теракт в Лондоне, где мы наблюдаем эти события через трагедию одной семьи, приехавшей в столицу туманного Альбиона в отпуск.
Проводя общий знаменатель под трилогией Modern Warfare, мы можем невольно обнаружить, что сюжетно трилогия MW выполняет в массовой культуре ровно ту же цель, что и патриотические фильмы вроде "Штурма Белого Дома" или "Падения "Олимпа"". Иначе говоря, это патриотичные боевики, твёрдо доносящие идею о преимуществе "Западной концепции мира" перед всеми остальными существующими в мире идеологиями. Главными героями трилогии являются бравые оперативники спецотряда ОТГ-141, которые защищают планету от мирового терроризма, борясь за мир во всём мире. Даже рядовой Аллен, за которого мы играем в миссии с расстрелом мирных людей в аэропорте, также преследует свои благие цели, так как он внедрён в группу Макарова, чтобы получить достаточно доказательств его причастности к мировому терроризму. В то же время, антагонисты(особенно Захаев) да и вообще противоположная ОТГ-141 сторона показана как типичные злодеи-ультранационалисты, мечтающие возродить Советский Союз и править всем миром. Фактически Modern Warfare - это противостояние "свободного мира" и диктатуры. Вот только факт в том, что по сути, и НАТО и США является той же неприкрытой диктатурой, которая просто влияет на другие страны, в том числе и Россию. В этом свете, даже так называемые "хорошие русские" в отношении этих героев выступают как Лоялисты, что как раз и предполагает методы благоприятного общения между Россией и США. В игре же неоднократно показывают способ общения и методы той самой диктатуры(характерный пример - миссия, где лояльного Западу президента везут по улицам столицы его страны во время переворота, где ультранационалисты проводят чистки и убийства всех несогласных). Но при этом нет ни одной сцены, где подобное происходит на лояльной Западу территории, где идёт такая же гражданская война. У ультранационалистов нет чётких решений по взаимодействию со своим народом, нет тезисов о том, что "за державу обидно" - они прописаны как противники "западного свободного мира". Тот же Макаров устраивает взрывы и убийства рандомных граждан просто для демонстрации закона силы, хотя во втором Modern Warfare изначально он представлен как неплохой мастер многоходовок. Демонстрация силы - вот краеугольный смысл жанра "шутеров от первого лица" - так в чём же проблема? - спросите вы. Лишь один раз Infinity Ward ввела в качестве злодея злобного генерала Шепарда, показав, что люди, подобные Макарову, есть и по сторону баррикад хороших парней. Это люди, которых волнуют только власть и деньги. Несмотря на это решение вопросов силой является самым весомым аргументом в мире Modern Warfare. И пусть вас не смущают цитаты великих людей при смерти вашего персонажа о жестокости и бессмысленности войны, о природе человека и прочем. Modern Warfare несёт в себе определённую идею: это либо лояльность западным ценностям, либо силовое решение вопроса. И диктатура в качестве противника(а если это диктатура, то значит это отсутствие прав и свобод человека; подконтрольные власти СМИ; гонения по национальному и сексуальному признаку; запрет западной массовой культуры и прочее и прочее) развязывает им руки в решении вопроса силой. Этим Modern Warfare кардинально отличается от серии Metal Gear или, например от дилогии Hotline Miami, где жизни обычных людей были пешками в руках правящей элиты по разные стороны конфликта и где основной идеей была именно что трагедия солдата на поле боя. Modern Warfare же прямо говорит: "Мы-добро, но добро должно быть с кулаками". Это и оправдывает многомиллиардные расходы США на базы НАТО по всему миру в реальности. Противники же концепции западных ценностей в художественном плане совершенно никак не разбираются: нет ни выделения хороших и плохих сторон, ни причин, по которой та или иная страна восстала против и решила идти своим путём. Диктатура плохая, потому что она плохая, используя терроризм как способ достижения своих целей. Поэтому, никакой "серой морали" в серии Call of Duty нет и не было, и неудивительно, что впоследствии, в перезапуске 2019 года противники западной системы ценностей были показаны ещё более бесчеловечными и жестокими уродами. Однако, это совсем другая история.