Найти в Дзене
КиноБуква

Сёстры Марч в XXI веке - какой получилась современная экранизация знаменитого романа «Маленькие женщины»

В российском переводе фильм вышел под названием «Маленькие женщины. Наши дни», чтобы уж наверняка сразу стало понятно, что речь о джинсах и вечеринках, а не о гражданской войне между Севером и Югом и корсетах. Но официально у фильма классическое название, по первой книге Луизы Мэй Олкотт, опубликованной в 1868 году. Как и все экранизации, эта не стала исключением и объединила два произведения писательницы – «Маленькие женщины» и «Хорошие жёны». Фильм приурочили к 150-летию выхода первого тома и перенесли героев в современность. Такого рода адаптации редко получаются хорошими, но попытки снять шедевр не прекращаются. Кстати, режиссер - Клэр Нидерпрюэм, недавно я писала про ее последний фильм «Американка в романе Джейн Остин». Любит она, видимо, мешать такие коктейли, добавляя в классику свежие нотки феминизма и гипотетическое желание выйти замуж только после тридцати и ни годом ранее. Если я не ошибаюсь, это единственный перенос в современность романа Луизы Мэй Олкотт, не считая южноко

В российском переводе фильм вышел под названием «Маленькие женщины. Наши дни», чтобы уж наверняка сразу стало понятно, что речь о джинсах и вечеринках, а не о гражданской войне между Севером и Югом и корсетах.

Но официально у фильма классическое название, по первой книге Луизы Мэй Олкотт, опубликованной в 1868 году. Как и все экранизации, эта не стала исключением и объединила два произведения писательницы – «Маленькие женщины» и «Хорошие жёны». Фильм приурочили к 150-летию выхода первого тома и перенесли героев в современность.

Кадр из фильма «Маленькие женщины», 2018 год, режиссер Клэр Нидерпрюэм
Кадр из фильма «Маленькие женщины», 2018 год, режиссер Клэр Нидерпрюэм

Такого рода адаптации редко получаются хорошими, но попытки снять шедевр не прекращаются. Кстати, режиссер - Клэр Нидерпрюэм, недавно я писала про ее последний фильм «Американка в романе Джейн Остин». Любит она, видимо, мешать такие коктейли, добавляя в классику свежие нотки феминизма и гипотетическое желание выйти замуж только после тридцати и ни годом ранее.

Если я не ошибаюсь, это единственный перенос в современность романа Луизы Мэй Олкотт, не считая южнокорейской дорамы 2022 года. Но там, хоть и по мотивам, вообще одной сестры не хватает, и имена уже не Джо, Мэг, Бет и Эми Марч, а О Инджу, О Ингён и О Инхё.

Что ж, посмотрим, что получилось у Клэр Нидерпрюэм.

🎬Маленькие женщины. Наши дни (2018)

Little Women

Афиша фильма «Маленькие женщины», 2018 год, режиссер Клэр Нидерпрюэм
Афиша фильма «Маленькие женщины», 2018 год, режиссер Клэр Нидерпрюэм

Глава семейства (Барт Джонсон) на войне, мать (Леа Томпсон) и четыре их дочери не пишут ему письма, а звонят по видеосвязи.

Сестры Марч показаны в двух возрастах, и их играют разные актрисы, я укажу тех, когда девочки уже взрослые.

Джо (Сара Дэвенпорт)- организатор семейного сестринского клуба на чердаке, мечтает стать писательницей, работает над своей книгой уже десять лет и все без толку. Джо едет в Нью-Йорк, знакомится с профессором университета Фредди Баэром (Ян Бохен), пытается доказать ему и всему свету, что у нее есть талант, а в финале понимает, что любит Фредди и выходит за него замуж. Ну и книгу её наконец-то издавать будут (ту самую о сестрах Марч, а не то, что она фантазировала предыдущие десять лет).

Кадр из фильма «Маленькие женщины», 2018 год, режиссер Клэр Нидерпрюэм
Кадр из фильма «Маленькие женщины», 2018 год, режиссер Клэр Нидерпрюэм

Тихоня, ангелоподобная Бет (Элли Дженнингс), любимица всей семьи, скромно сидит в углу, играет на пианино и, как и задумано у автора, в итоге умирает. Правда, от современной болезни – лейкоза.

Взбалмошная и талантливая Эми (Тейлор Мерфи) становится художницей, вот-вот в галерее искусств состоится её первая персональная выставка. Эми выходит замуж за Лори (Лукас Грабил), чем изначально приводит в ужас Джо. Если вы помните сюжет книги, у Джо и Лори было что-то вроде странного романа, закончившегося в итоге свадьбой Эми и Лори.

Кадр из фильма «Маленькие женщины», 2018 год, режиссер Клэр Нидерпрюэм
Кадр из фильма «Маленькие женщины», 2018 год, режиссер Клэр Нидерпрюэм

Романтичная и практичная Мэг (Мелани Стоун) хочет и счастья в личной жизни (вот это вот всё, так порицаемое Джо – муж, дети, бытовуха), и как-то финансово облегчить положение семьи Марч. Мэг также выходит замуж, рожает близнецов и утопает в домашних заботах.

То есть сюжетно вроде бы, как и вполне себе ничего. Основные линии сохранены. Но вопросики остались. Понравилось мне, кроме «близко к тексту» примерно ничего.

По кастингу – на мой взгляд, мало кто попал в образ. Быть может, только Эми в юности и взрослая Мэг. Все остальные – ну такое.

Самое неприятное – это Джозефина Марч. Джо мечтает поступить в университет, но что-то там вечно не складывается, она носится со своими рукописями и бесит весь фильм. Буквально весь. Ей двадцать девять лет, но ведет она себя в лучшем случае, как в тринадцать – пятнадцать.

Джо истеричка, едва ли не каждый диалог срывается на визг-крик-повышенный тон, как-то страшно закатывает глаза и размахивает руками. Джо обесценивает мечты самых близких её людей, яростно нападает на Мэг, которая надумала выйти замуж до тридцати (ведь тогда все, жизнь пошла коту под хвост, ведь тогда будет нарушена их детская клятва!), неадекватна по отношению к самой младшей Эми и грозит убить её, схватив кочергу. В отношениях с мужчинами Джо Марч также поражает. Так и хочется сказать – дорогая, тебе почти тридцать, почему ты умственно и эмоционально до сих пор в пятом классе? Никаких признаков зрелости вообще.

Зато признаки психопатии налицо. То перманентно орет, то бреется налысо, чтобы поддержать сестру перед лучевой терапией (заранее, когда волосы у Бет еще есть), то сносит в больнице все стойки с конфетами и буклетами. Одним словом, просто жесть.

Не понравилось композиционное построение, операторская работа и визуал. Какими-то урывками идет перенос в прошлое, потом опять в настоящее. Есть моменты, копирующие старый фильм 1994 года (например, когда сестры смотрят все дружно в окно, или когда Бэт дарят пианино). Вместо бала пьяная подростковая вечеринка (хотя, по идее, как мы помним, старшие сестры далеко не подростки). На дворе у нас 2000-ые, но режиссер об этом забывает время от времени, и Лори, вместо того чтобы вызвать «скорую» по телефону, скачет на лошади за помощью, как в старые добрые времена.

Сцена похорон – все стоят под зонтами, на которые льется вода словно из лейки, подвешенной прямо над ними, настолько неорганично и нелогично это выглядит на фоне ясного, солнечного дня. Это чтобы что? В жару люди не умирают и их не хоронят? Уж если вы так хотели показать масштаб семейной трагедии, усилив депрессивным дождиком, так снимайте в пасмурный день.

В книжных реалиях образца 1868 года все происходящее выглядит органично. В наши дни – словно высосано из пальца, настолько неестественно выглядят персонажи, настолько нелогичны их поступки. Даже «уютная семейная атмосфера» и та – фальшива. Большую роль в этом играет, конечно, непрофессионализм актеров – просто рандомные люди за одним столом, но никак не семья.

Одним словом, есть вы хотите посмотреть, как Джо Марч со странным выражением лица готовится выйти замуж в белом кружевном сарафане и красных кедах, перед этим проорав весь фильм на всё, что движется – добро пожаловать. «Маленькие женщины. Наши дни» - ждут вас.

А пока я оставлю ссылки на две мои старенькие статьи по теме (подборка экранизаций романа и адаптации классики), которые могут вас заинтересовать: