Я не большой ценитель подобных экспериментов, но они, по крайней мере, интересны уже тем, что режиссер решился посягнуть на святое, скажем, на Вильяма нашего Шекспира. Речь об экранизациях классических произведений литературы с переносом места действия в современные реалии.
Я готовила эту статью по просьбам читателей, что тоже очень ценно – отличная же идея.
На кого рассчитаны такие фильмы, спросите вы?
- На тех, кому не претит нечто новое, которое просто хорошо забытое старое;
- На не ханжей и зрителей, способных взглянуть на проблему взглядом современника;
- На молодежь, надо полагать.
Потому как что? Правильно. Классика – она и в Африке классика. Куда же без нее. Другое дело, что многим она кажется скучноватой, но это уже другой вопрос.
Что не очень нравится конкретно мне, так это то, иной раз книгу переиначат так, что, не зная о первоисточнике, вообще сложно понять, Шекспир тут или Пушкин. Но в защиту могу добавить, что исказить можно любую экранизацию и не обязательно из XV века делать век XX.
📍Поэтому предлагаю вам подборку из таких вот новых «старых» классических сюжетов, многие из которых и в самом деле хороши:
🎬 Ромео + Джульетта (1996)
Rómeo + Júliet
Случилось так, что первой экранизацией трагедии Монтекки и Капулетти, которую я увидела, стал именно этот вариант с юными Леонардо Ди Каприо и Клэр Дэйнс. Была я примерно в том же возрасте, что и влюбленные, и сказать, что осталась в восторге, не сказать ничего. Пересматривала потом не один раз. Считаю, что это прекрасный образец того, что не имеет значение время, имеют значение люди, события и проблемы.
Разумеется, это не тонкая и идеальная работа Франко Дзеффирелли 1968 года, и даже не экранизация Карло Карлея 2013 года с очаровательными актерами. Это история любви подростков из враждующих кланов 90-ых, и история превосходная.
🎬 Шерлок (2010–2017)
Sherlock
Да, да. Знаю, что сейчас восстанут поклонники Ливанова и побегут за тухлыми яйцами, помидорами и чем там еще принято кидать в неугодное и отличное от иных мнение. Я вас понимаю, советская экранизация прекрасна. Но отрицать факт того, Шерлок образца XXI века в исполнении Бенедикта Камбербетча крут – точно нельзя. Начиная с того, что достаточно просто внимательно почитать Конан-Дойла и понять кое-что о социопатах, заканчивая совершенным визуальным рядом сериала. Я смотрела и пересматривала.
🎬 Жестокие игры (1999)
Cruel Intentions
И это не что иное, как «Опасные связи» Шодерло де Лакло, перенесенные из XVIII века в век XX. В колледж Нью-Йорка с золотой молодежью и всем, что связано с этим понятием. Фильм, который даже сейчас смотрится очень современно. А еще здесь очень классные саундтреки.
🎬 Палата №6 (2009)
По Антону Павловичу, стало быть. Фильм получился очень тяжелый, но ведь и у Чехова не комедия. Да, полно режиссерского дилетантства, но получилось хорошо и очень реалистично, что не удивительно – съемки проходили в психиатрическом интернате. Кого коробит от отступлений по тексту, не понравится, но я считаю фильм сильным.
Хоботов – Евгений Стычкин, Рагин – Владимир Ильин, Михаил Аверьянович – Александр Панкратов-Чёрный.
🎬 Гамлет (2000)
Hamlet
Смотрела давно и с первого раза мне не понравилось, думаю, молода была)), а не так давно решила освежить память – и знаете, отлично просто. Даже потрясающе хорошо во всем, начиная от переосмысления и трактовки о Датской корпорации, заканчивая игрой актеров и музыкой.
🎬 Золушка 80 (1984)
Cenerentola '80
Тут даже из названия понятно, в какое время перенесли историю. Милейшая современная сказка получилась, очень романтичная и наивная, как и полагается сказке. В роли Золушки – певица Бонни Бьянко, из чего логично предположить, что будет много песен. Тут вам и Нью-Йорк, и Италия, и князь вместо принца, и Золушку зовут Синди.
🎬 Мёртвые души (2020)
Чиновник министерства культуры из Москвы продает в провинциальном Бугорске места на московских кладбищах рядом со знаменитостями. Да, это не тот Гоголь, к которому мы привыкли. Но, из несомненных плюсов сериала – его главный смысл, как и смысл Гоголя – делать деньги из воздуха. Тут вам и мошенничество, и коррупция, и вообще все остросоциальные проблемы нашего времени. Выглядит это очень недурственно, скажу я вам.
Да и актерский состав порадовал. Чичиков – Евгений Цыганов, Манилов – Дмитрий Дюжев, Собакевич – Александр Робак, Коробочка – Елена Коренева.
📍А теперь о грустном. То, что не понравилось:
🎬 Дубровский (2014)
Хочется верить, что, хотя бы в рамках школьной программы это неоконченное произведение Пушкина читали все.
Владимир Дубровский (Данила Козловский) – юрист и столичный житель. Маша Троекурова (Клавдия Коршунова) - выпускница английского колледжа. И от Пушкина здесь примерно только названия. Очень мрачно и беспросветно, как в 90-ые годы. Первая половина фильма была неплоха, дальше все несуразно и несвязно.
🎬 Гроза (2019)
Режиссер, как и в «Мертвых душах», но сам фильм, мягко говоря, не удался, несмотря на то, что имеет премию 2-го кинофестиваля российского кино в Италии 2019 года. Какая-то авангардная куча, а не Островский. Можно посмотреть и понедоумевать, не более того.
В роли Катерины - Любовь Аксёнова, в роли Кабанихи - Виктория Толстоганова.
🎬 Большие надежды (1998)
Great Expectations
Моей любимой экранизацией (классической) этого романа Диккенса является версия Майка Ньюэлла 2012 года, с Хеленой Бонем-Картер в роли мисс Хэвишем. Здесь у нас Америка конца 90-ых XX века, а не графство Кент и Лондон конца XIX века, и Гвинет Пелтроу в роли Эстеллы.
Вопросов к фильму много. Это очень красиво, но это точно уже не Диккенс и даже не вольная адаптация. Чересчур вольная. Не могу сказать, что это очень плохо, такая трактовка имеет право на существование, поэтому смотрите, конечно, если не видели.
🎬 Бестолковые (1995)
Clueless
Достаточно посмотреть на название, друзья. Это осовремененная экранизация «Эммы», но настолько слабая и глупая, что даже мысли об ироничности и актуальности романа Джейн Остин не возникает. Наверное, неплохой вариант подростковой комедии, не более того.
🎬 Бесприданница (2011)
По одноименной пьесе Островского, которую тоже все читали в школе. И уж, конечно, все помнят Ларису Гузееву в "Жестком романсе".
Лариса Огудалова тут – Марина Александрова. И этот фильм такой откровенный бред, что рекомендовать его вам было бы преступлением. Разве чтобы понять, что можно взять хорошую основу и превратить ее в ужасную бездарность. И дело вовсе не в том, что действие перенесено в наши дни. Тут просто весь фильм – один большой недостаток. Худшее из худшего.
Пожалуй, на этом все, друзья. Конечно, есть и еще фильмы, но подробно останавливаться на них не хочу, просто перечислю:
- «Она мужчина» («Двенадцатая ночь» Уильям Шекспир)
- «Это всё она» («Пигмалион» Бернард Шоу)
- «Страшно красив» («Красавица и чудовище)
- «Невеста и предрассудки» («Гордость и предубеждение» Джейн Остин)
- «Десять причин моей ненависти» («Укрощение строптивой» Уильям Шекспир
А еще вот новая «Анна К» на горизонте маячит, там Каренина - светская львица и жена будущего губернатора Санкт-Петербурга, а Вронский - наследник алюминиевой империи. О времена, о нравы!
Спасибо, что дочитали до конца!