«Что вы там вообще делаете на госслужбе?», – этот вопрос я очень часто слышал от друзей и знакомых, когда был действующим госслужащим.
В целом, если говорить об «обеспечивающих» департаментах любого госоргана – канцелярия, бухгалтерия, кадровики, юристы-редакторы, «транспортный цех», – то в отношении них никакой интриги нет.
Канцелярия, как и во всех иных организациях, занимается приемом и отправкой писем, бухгалтерия ведает финансами и выдает зарплату, кадровики принимают на работу и увольняют сотрудников, юристы-редакторы правят слова в проектах нормативных и иных актов, а «транспортный цех» время от времени развозит начальников до аэропорта и обратно.
Ни в коем случае не умаляю высокую важность всех вышеуказанных специалистов, без них никакой госорган просто не смог бы функционировать. Но когда задают вопрос, который я привел в заголовке этой статьи, то скорее всего обращаются к служащему из так называемого «профильного» подразделения ведомства, например «Департамента стратегического планирования (программ) и бюджетирования», ибо с точки зрения обывателя это название не говорит ни о чем.
Я в свое время служил в таком департаменте одного из федеральных министерств, и прекрасно помню, как особенной радостью было представляться по телефону и проговаривать вслух: «я такой-то такой-то из департамента стратегического управления, В СКОБОЧКАХ ПРОГРАММ (!), и бюджетирования...». Сокращенное написание департамента было – «ДСУ(П)Б».
Если взять и прочитать положение о ДСУ(П)Б, которое все еще блуждает по всяким древним сайтам в интернете, то из него можно узнать, что к полномочиям этого подразделения относилось, например, «подготовка проекта сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации» или «проведение экспертизы карт проектов и предложений о корректировке карт проектов». Понятнее, чем конкретно мы все там занимались, стало? Скорее всего не стало.
Ну что ж, попробуем представить типовой набор из пяти основных конкретных активностей рядового сотрудника ДСУ(П)Б в конце первого десятилетия 21-го века. С тех пор особо ничего в процессах не поменялось, так что я более чем уверен в актуальности приведенного далее описания и для настоящего времени тоже.
- Первое дело – это, конечно же, разбор поручений по входящим письмам, протоколам и тп. Когда тебе, как исполнителю, приходит некий документ, то как правило от руководства там весьма лаконичная формулировка задачи типа «для работы» или «для исполнения». По степени «напряжности» отработки документы могут быть простыми (например, ответ на какой-то ранее направленный запрос, который надо просто потом свести в отчет), и сложными (когда сходу вообще не понятно, о чем там написано, почему это отписали в твой департамент и именно тебе, и что со всем этим теперь делать, чтобы закрыть поручение). По всем поручениям необходимо в итоге придумать, какие действия следует предпринять, и доложить проект решения непосредственному начальнику. В качестве вариантов могут быть «просто написать ответ со сведениями из наших баз данных», «написать запросы всем вокруг, собрать информацию и сделать отчет», «сделать докладную на руководство», «подготовить проект нормативного акта» и много чего еще.
- Следующее из наиболее частых конкретных дел любого федерального госслужащего на уровне исполнителя – это написание различных писем в другие подразделения того же самого госоргана, в другие госорганы и в региональные госорганы. Письма госорганов по форме, стилю изложения, оформления, особенностям подачи материала и тп. отличаются от бизнес-переписки (ну и от обычных «человеческих» писем – тем более). Это точно будет тема для отдельного повествования.
- Рисование презентаций для совещаний или в качестве дополнительного материала к письмам, нормативным актам и отчетам занимает огромную часть рабочего времени рядовых сотрудников. Презентации для публичных мероприятий, как правило, необходимо согласовывать с PR-щиками, которые не смогут обойтись без предложений и замечаний. Презентации необходимо заранее показать руководству, к которому всегда непросто попасть из за их напряженного графика. Так что задача эта всегда сулит немало «веселья».
- Написание проектов нормативных актов и обеспечение их выпуска – следующая по частоте конкретная задача, которой приходится заниматься госслужащим. Нормативные акты отличаются друг от друга: по каждому виду есть определенные правила оформления, порядок подготовки, согласования и выпуска. Все это надо знать, понимать, и уметь делать, что на практике совсем непросто, так как реальная «процедура» обычно отличается от идеальной, которая изложена в соответствующем регламенте. Тут придется не только оттачивать навыки написания специфических государственных словоформ, но и умение договариваться со всеми вокруг, чтобы сняли замечания, согласовали и тп.
- Организация совещаний тоже является очень частой активностью, и включает в себя множество различных подзадач: всех участников обзвонить, чтобы узнать кто когда сможет участвовать в совещании; всем написать приглашалки; забронировать переговорку нужного размера на нужную дату; оформить пропуска (если среди приглашенных есть иностранцы, то это отдельное приключение); подготовить материалы к совещанию; распечатать материалы и разложить в переговорке; расставить в переговорке таблички с именами... Ну в общем, там есть чем заняться.
Конечно же, приведенный список не является исчерпывающим, но на звание «основные конкретные активности» вполне годится, и на поставленный в заголовке ответ тоже поможет ответить.
Еще раз обращу внимание, что в данной статье речь идет об активностях сотрудников уровня исполнителей, ибо у начальников там все несколько иначе, об этом поговорим в другой раз.
ЗЫ
...и пока я писал эту статью, то обратил внимание, что большУю часть перечисленных активностей уже в ближайшем будущем вполне успешно смогут исполнять нейросети, и тогда госслужащих непременно будет ждать оптимизация... а может и не осилят нейросети эту непростую долю госслужащего исполнительского звена, посмотрим по ходу пьесы :)