Найти тему
Затерянная кинопленка

Как двумя вариантами можно интерпретировать концовку фильма: пересмотрел экранизацию одноимённого рассказа Ивана Охлобыстина "Мусорщик"

Оглавление

Помню, как в детстве, переключая каналы на телевизоре, я случайно наткнулся некий любопытный фильм под названием «Мусорщик». Фильм как фильм, вот только тогда я, кажется, совершенно не понял, а что это было вообще? Какой-то посыл, идея, смысл в конце концов этой картины для моего ещё юного ума оставался самой настоящей загадкой.

После концовки я с недоумением смотрел на титры, ещё несколько минут пытаясь создать некую логическую цепочку, а потом просто позабыл о существовании данной картины. Пока не вспомнил о ней спустя много лет после своего обзора на фильм «Классик». Я, естественно, этот фильм пересмотрел.

Просто у них, оказывается, один режиссёр – Георгий Шенгелия, да ещё и ведущие роли в двух картинах играет Алексей Гуськов. Как оказывается тесен мир кинематографа. Кстати, ещё один любопытный факт: этот фильм является экранизацией одноимённого рассказа Ивана Охлобыстина.

О сюжете

В небольшой провинциальный городок приезжает некая деловая бизнес-леди из столицы по своим загадочным делам. Будто по стечению обстоятельств она натыкается на странного мужчину, работающего «мусорщиком».

Только вот его поведение и манера речи выдают в нём совершенно иного человека, явно пытающегося скрыть любопытные детали о своём прошлом. Элегантный мужчина, склонный к иронизированию и философствованию, явно не похож на обычного работягу, убирающего мусор с улиц. И кто бы мог подумать, насколько верны будут догадки столичной девушки.

-2

Как оказалось, перед ней тот самый «Мусорщик», только убирает он совершенно иной «мусор». Оказывается, она специально приехала сюда в этот Богом забытый городок, дабы передать ему одно крайне важное задание, а вместе с тем пару сотен тысяч долларов в качестве оплаты.

Но «Мусорщик» отказывается, вместо этого предложив незнакомке, даже не раскрывшей ему имени, остаться здесь вместе с ним. К сожалению, она отказалась от столь заманчивого предложения и, несмотря на возникшие искренние глубокие чувства, вернулась в Москву.

-3

В чём же смысл?

Я много вычитал разных версий касательно истинного смысла фильма «Мусорщик». Многие говорили, что не стоит излишне копать и это просто достаточно стандартная криминальная мелодрама без какого-либо подтекста. Другие ударялись в размышления, приписывая «Мусорщику» чуть ли не статус гениального откровения современности с тонкими аллюзиями на саму жизнь и общество.

Лично мне кажется, что здесь всё несколько проще. В первую очередь, это фильм о жадности, или, даже лучше сказать, жажде наживы, ради которой человек готов переступить любые мыслимые и немыслимые границы. Эта идея раскрывается перед нами на примере главной героини, сыгранной Олесей Судзиловской, ведь вряд ли её деятельность можно назвать законной или уж тем более правильной с моральной точки зрения.

-4

И этой безымянной блондинке противопоставляется человек, отошедший от этих дел, то есть сам Мусорщик по имени Николай, исполненный Алексеем Гуськовым. Он уже «крутился» во всём этом бизнесе и сейчас желает оставить прошлое в прошлом, начав жизнь с чистого листа.

Его совсем перестали интересовать деньги, роскошная столичная жизнь, возможность заполучить всё желаемое благодаря тесным связам с верхушками криминального мира – всё это ему не нужно. Николай своего рода отшельник, переехавший в этот небольшой городок желая расстаться со своими предыдущими поступками.

-5

В чем смысл концовки?

Что касается героини Судзиловской, то она принимает совершенно противоположное решение. Или нет? В конце, когда она возвращается в Москву, говорит своим нанимателям, якобы Мусорщик взял деньги, тем самым нам открывается два варианта интерпретации концовки: она сама становится новым «Мусорщиком», по сути, занимая его место, или же забирает эти деньги чтобы уехать из страны и также начать жизнь с чистого листа. Точного ответа мы никогда не узнаем.

-6

Итоги

Фильм не пестрит эпичным экшном, драками или перестрелками, подобно большинству других картин криминального жанра из нулевых. При этом, всё равно создаётся стойкое ощущение опасности, я бы даже сказал тревоги.

«Мусорщик» гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Изначально он воспринимался мной как обычная мелодрама. Но чем больше я пытался вникнуть в суть картины, даже пересмотрел его спустя несколько дней размышлений, тем больше отходил от своего изначального предположения. Это фильм не о преступниках или любви – это фильм о человеческой жадности и беспринципности.
-7

Автор: Алексей Королёв

Спасибо за то, что дочитали эту статью до конца! Если вам понравилось, поддержите меня лайком и подпиской.