9 мая исполнилось 80 лет со дня гибели Саши Ковалева, юнги Северного флота, именем которого были названы два корабля. Настоящее имя героя – Александр Рабинович. Его родителями были уроженец Варшавы Филипп Рабинович и выпускница Курской Мариинской гимназии Елена Черномордик, родная сестра известной переводчицы Риты Райт-Ковалевой, о которой мы недавно писали.
Саша родился в 1927 году. Его мама Елена Яковлевна была потомственным медиком, окончила Харьковский медицинский институт, как и сестра Рита Райт (настоящее имя Раиса Черномордик). Ее муж Филипп Маркович занимал высокий пост – был начальником производственного отдела Главного управления алюминиевой промышленности Наркомтяжпрома СССР. У мальчика было счастливое детство и впереди – большие перспективы. Но все рухнуло в один момент. В 1937 году Филипп Маркович был в командировке в США, по возвращении из которой его арестовали. А спустя полгода расстреляли как изменника Родины. Его жене дали восемь лет лагерей. Сашу забрала к себе родная тетя Раиса Яковлевна, к тому времени известная как писательница и переводчица Рита Райт. Она постаралась дать племяннику хорошее образование и воспитание. Ее муж, подводник, инженер-капитан 1-го ранга Балтийского флота Николай Ковалев, привил мальчику любовь к морю.
В начале войны Раису Яковлевну с 8-летней дочерью Маргаритой и Сашей, которому на тот момент было 14 лет, эвакуировали под Ярославль. А Николая Петровича Ковалева перевели в Архангельск флагманским механиком в штаб Беломорской флотилии Северного флота. В конце 1941 года семья воссоединилась в Архангельске. Саша поступил на службу на штабной катер, так как жили бедно – тогда работали почти все подростки, а Саша мечтал получить морскую специальность.
Юнга Северного флота
В мае 1942 года на Соловецких островах было создано уникальное учебное заведение – Соловецкая школа юнг. Ее сформировали из 14–16-летних мальчишек. В официальном приказе говорилось, что школа создается «в целях создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации, требующих длительного обучения » Учебный процесс был рассчитан на один год. По окончании школы ребят распределяли на действующий флот, а по достижении совершеннолетия зачисляли в штат боевых кораблей.
Соловецкую школу юнг окончил Валентин Пикуль, ставший в будущем известным писателем. Этому периоду он посвятил автобиографическую повесть «Мальчики с бантиками». В 1973 году по ней был снят фильм «Юнга Северного флота», в котором дебютировал наш земляк, уроженец Курска Игорь Скляр.
Саша очень хотел стать юнгой Северного флота. Но сын «врага народа» не мог рассчитывать на поступление. Подавать документы пришлось под чужим именем. Есть версия, что дядя помог Саше поступить по документам уроженца Горьковской области Александра Николаевича Ковалева, который был на год старше. В некоторых источниках упоминается, что парня, биографию которого «присвоил» Саша, звали Юрием.
Однако не исключено, что все могло быть намного проще: тетя и ее муж могли усыновить Сашу, и тогда его новое имя Александр Николаевич Ковалев было вполне легальным.
Осенью 1942 года Сашу приняли в школу юнг. Ему предложили учиться на радиста, но он выбрал специальность моториста, так как с этим делом был уже немного знаком.
Боевое крещение и орден Красной Звезды
В начале 1944 года Саша окончил школу юнг с отличием. И был направлен служить на эсминец Северного флота «Громкий», который сопровождал в Мурманск и Архангельск транспорт с военными грузами.
17-летний Саша сразу стал подавать рапорты о том, что хочет служить на торпедном катере, так как они участвовали в боях. Вскоре его перевели в бригаду торпедных катеров, на ТКА-209 учеником моториста.
Один из членов этого экипажа, Аpкадий Гурков, бывший командир отделения мотористов ТКА-209, впоследствии вспоминал: «В феврале 1944 года на катер прибыл юнга Саша Ковалев. Сообразительный, сметливый был парнишка».
В первом же бою 7 апреля 1944 года юноша заменил убитого сигнальщика, хладнокровно и точно докладывал командиру катера о падении вражеских снарядов, помогая уклоняться от их попаданий. Он также помогал корректировать огонь своего катера по противнику, что привело к потоплению транспорта врага. За этот подвиг Саша Ковалев был награждён орденом Красной Звезды.
1 мая 1944 года, за несколько дней до гибели Саши, командир бригады торпедных катеров Северного флота Кузьмин вручил ему орден Красной Звезды. Так сохранилась одна из немногих фотографий юного героя.
После окончания Соловецкой школы юнг Саша воевал 4 месяца до своей гибели. За это время он участвовал в 20 боевых выходах. Кроме ордена Красной Звезды, был награжден медалью Ушакова, орденом Отечественной войны I степени (посмертно) «за потопление вражеского корабля, за спасение экипажа тонущего судна».
Повторил подвиг Матросова
Подвиг Саши Ковалева сравнивают с подвигом Героя Советского Союза Александра Матросова, бросившегося грудью на амбразуру вражеского дзота. Саша закрыл собственным телом пробоину в корабле, спасая судно от взрыва.
Вечером 7 мая катера TKА-209 и ТКА-217 направили в маневренную базу в Пумманки недалеко от полуострова Рыбачий. На следующий день им пришлось выдержать суровый бой.
Днем 8 мая наши торпедные катера на подходе к Пумманкам заметили вражеские корабли и решили их атаковать. В ответ на них обрушился шквал огня. Вражеские снаряды повредили ТКА-217, он потерял ход и стал тонуть. ТКА-209, на котором служил Саша, прикрывая операцию дымовой завесой, под огнем противника снял и забрал экипаж. Командир ТКА-217, покидая корабль, поджег бикфордов шнур и взорвал корабль, чтобы он не достался врагу. ТКА-209 с двумя экипажами смог оторваться от погони. Но вскоре катер атаковали три немецких самолета. Катер получал одну пробоину за другой, начался пожар в бензоотсеках, загорелся боезапас. Саша пытался закрыть пробоины и тушить пожар.
Осколками бомбы пробило коллектор двигателя, из него струей забил кипяток вперемешку с маслом и бензином. Катер терял ход. Нарушение охлаждения мотора грозило его взрывом. Схватив стеганый ватник, Саша прижал его к пробоине радиатора и навалился грудью, останавливая течь. Он получал ожоги, но продолжал прижиматься к радиатору, пока не подоспела помощь. Моторист спасенного экипажа ТКА-217 на ходу стал ремонтировать мотор. В это время появились наши самолеты и отогнали вражеских фоккеров.
Корабль и экипажи двух кораблей были спасены. Некоторые дожили до Победы. Вот что вспоминал один из моряков после войны: «Когда фашисты от нас отстали, я заглушил двигатель. Сашу, который потерял сознание, вынесли на верхнюю палубу, смазали ожоги машинным маслом. Придя в Пумманки, мы насчитали 350 пробоин, моторный и бензоотсеки были залиты по пайолы (настил на дне судна, – ред.) водой и бензином».
На базе оказали медицинскую помощь и решили отправить Сашу в госпиталь. В этот день он успел написать письмо родным: «Здравствуйте, дорогие мои! Спешу сообщить, что жив и здоров. Счастлив я, что моя мечта – отомстить за страдания любимого Ленинграда, за все, что причинила нам война, – сбылась. Подробно писать не могу, но скажу, что фрицам здорово досталось. Как живете, я приблизительно знаю после встречи с отцом. Получили ли карточку, где я сфотографировался вместе с ним? Как моя дорогая сестренка? Как ее учеба? Сейчас как никогда хотелось бы получить от вас письмо. Целую вас всех крепко, крепко. Ваш Шурик. 8.04.44». Это было последнее письмо от Саши.
Погиб 9 мая, за год до Победы
Катер решили переправить на основную базу ремонта и с ним отправить Сашу на лечение. В ночь на 9 мая ТКА-209 в сопровождении двух катеров вышел из Пумманки. Друзья хотели облегчить муки Саши и положили его на корму – чтобы обдувал ветер.
Во время перехода произошел взрыв. Специалисты военного дела говорят, что воспламенилась фосфорная головка застрявшего в переборках немецкого снаряда замедленного действия – от этого взорвались бензобаки. На корабле начался пожар. По одной версии, взрывом снесло пушку в моторном отсеке, где находились Саша и мичман. Спасти их не смогли Оставшиеся в живых моряки успели перебраться на катера сопровождения, а ТКА-209 ушел ко дну.
По другой версии, как вспоминает один из очевидцев: «Взрывной волной Сашу выбросило за борт. В той неразберихе это не сразу и заметили, моряки перебирались на другие катера с тонущего корабля, а когда хватились, Саша был в море уже мертв». По документам герою было 18 лет, а на самом деле – 17.
В начале мая 1944 года об этих боях и подвиге Саши писали газета «Краснофлотец» и боевые листовки Политуправления Северного флота. За этот подвиг Александра Ковалева посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени.
Похоронили Сашу в братской могиле со всеми погибшими в эти дни моряками в поселке Гранитный на берегу Кольского залива, где находилась военная база, в том числе торпедных катеров. Впоследствии там воздвигнут обелиск катерникам-североморцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Единственный портрет на нем – Саши Ковалева, его имя выделено отдельно. В 2006 году основанный в 1944 году поселок Гранитный был упразднен. Летом 2010 года останки погибших моряков и монумент в их честь были перенесены в город Североморск, который является главной базой Северного флота.
Корабли «Саша Ковалев»
В 1946 году не стало мужа Риты Райт Николая Ковалева, которого Саша называл отцом. Он погиб при выполнении боевого задания. Сохранилась их совместная фотография – оба в морской форме.
Мама Саши Елена Яковлевна после восьми лет ссылки в Джезказгане (Казахстан) была отправлена на поселение. Вернуться в Москву смогла лишь в начале 1950-х. В 1955–1956 годах родителей Саши реабилитировали. Но обоих уже не было в живых. Мама умерла в 1955 году в возрасте 53 лет.
Именем Саши Ковалева названы улицы в Мурманске, Североморске и Краснодаре. Была такая улица и в упраздненном поселке Гранитный. Его имя носили теплоход Мурманского морского пароходства и учебное судно новгородского Клуба юных моряков. В 1990 году у североморского Дома пионеров, также носящего имя Саши Ковалева, открыт памятник юнге-мотористу. В честь него сложены стихи. Балладу московского композитора Юрия Чичкова в память о юном герое исполнял прославленный детский ансамбль имени Локтева.
Лариса БЕСЕДИНА. Использованы материалы solovki-land.ru
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1543/new/019210/.
Архив статей газеты ~ № 20 (1543) 14 мая ~ 2024 год.