Он работал фотографом в угрозыске, оформлял агитпоезда и театральные постановки, служил в Красной Армии, где возглавлял художественную студию. Познакомился с Маяковским, а потом и сам стал Маяковским в живописи. Александр Дейнека – пропагандист своей эпохи и «агитатор за счастье». Эпоха ушла, а его полотна до сих пор завораживают. Секрет этого феномена в очередной раз попытались разгадать в галерее им. А. Дейнеки. Там открылась выставка к 125-летию художника.
На выставке представлено около 200 произведений живописи, графики, книжной иллюстрации, скульптуры и дизайна, отражающих многогранность таланта художника Дейнеки. Некоторые экспонаты представлены впервые. А на известные работы кураторы выставки предлагают взглянуть с необычного ракурса.
– Головокружительная, динамичная, в духе Александра Дейнеки выставка, – характеризует ее директор картинной галереи Игорь Припачкин.
Главное в выставке – рассказать историю, уверена ее составитель, заведующая научно-вспомогательным фондом галереи Ирина Цуканова. «Не просто продемонстрировать произведения в хронологическом порядке, но показать окружение и то, как менялся художник, как мальчик из провинции достиг таких высот», – говорит она.
Хронологический порядок соблюден: от первых работ конца 1910-х годов, через графику 1920–1930-х годов, когда художник много работал в журналах и театре, через призму любимой темы – спорта, которая сделала его таким узнаваемым, к любви к телу, любви к здоровью. «Эти работы не имеют никакой эротической подоплеки. Это красота, здоровье, радость от жизни. Именно так он воспринимал мир», – поясняет Цуканова.
На выставке много графики. По мнению куратора, рисунки дают зрителю импульс для размышлений. Некоторые эскизы представлены впервые. Есть и провокации. Статую Венеры повернули лицом к стене. Чтобы оттенить новую героиню, которая вошла в искусство с работами Дейнеки. «Женщина перестала быть Венерой, она перестала быть девушкой дивных пропорций с мягкими хрупкими плечами, которая вызывала те или иные чувства у зрителя. Она превращается в эмансипированную, решительную, трудящуюся мать, работницу», – поясняет Ирина Цуканова.
Но была у Дейнеки и своя Венера. За широким окном мастерской – тусклое зимнее небо, застывшие дома с белыми крышами, тишина отчуждения. Длинный диван с холодными полированными ручками служит постаментом для обнаженной рыжеволосой натурщицы. Работа так и называется «Натурщица», но считается, что сам художник называл ее «моя Веласкезочка». «Сравнение фривольное, но правомерное: художник пользуется той же пластической формулой, что и Веласкес в своей знаменитой работе «Венера с зеркалом» из Лондонской национальной галереи», – рассказывают искусствоведы. При этом на противоположной стене – «Венера с зеркалом» Диего Веласкеса, копия, созданная специально для выставки курскими реставраторами.
Таких «зацепок», интеллектуальных головоломок на выставке множество. Рядом с портретом архитектора Милешиной плетеный стул и ковер – узор один в один повторяет тот, что нарисовал художник. Под «Портретом молодого инженера» с лицом Владимира Маяковского зеленое кресло и книга в красной обложке – такая же, как держит герой. «Дополненная реальность» позволяет зрителю глубже погрузиться в мир художника, сравнить материальные образы с теми, что отражены на полотнах, поясняет художник-реставратор, искусствовед Михаил Денисов. При всей кажущейся простоте работ Дейнеки их до сих пор никто не смог повторить.
«Есть художники, похожие на Репина, на Шишкина. А на Дейнеку не похож ни один художник в мире! Ни в России, ни в СССР, ни в мировом искусстве не было ему аналогов. Он стоит совершенно особняком, в этом его уникальность», – утверждает директор галереи Игорь Припачкин.
Почетным гостем вернисажа стала племянница художника Вера Петровна Дейнека. Она призналась, что жить с такой фамилией – ответственно, но родством курянка никогда не кичилась. «Ой, у вас такая фамилия», – услышала я однажды. Отвечаю: обыкновенная. «Ну как обыкновенная, такой художник!» Я промолчала, не сказала, что к этому художнику прямое отношение имею», – рассказала она.
Курянка хорошо помнит дядю: «Я фактически росла с его сестрой, мы часто бывали у него в гостях, воспоминания остались самые теплые. Москва, где написаны его картины, где самая красивая станция метро украшена его работами, для меня неразрывно связана с его именем».
– Он предлагал мне позировать для его работ, но я не согласилась, – со слегка смущенной улыбкой признается женщина. – Есть картина «Мать», я думаю, он использовал там образ моей мамы.
И все же юная Вера появилась на одной из работ художника. На полотне он изобразил подмосковную дачу в Песках. За столом сидит девочка, ее Дейнека рисовал со своей племянницы.
Ирина ВЛАДИМИРОВА
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1543/new/019204/.
Архив статей газеты ~ № 20 (1543) 14 мая ~ 2024 год.