Судьба младенца в древности: традиции отказа от детей и инфантицид в античности по данным археологии

1K прочитали

Вот люблю я длинные циклы на одну тему – можно ее внимательно рассмотреть со всех сторон, подробно рассказать о нюансах, развить, в конце концов. Поэтому данной заметкой я продолжу разговор о судьбе очень маленького (в прямом смысле) человека в античную эпоху, начатый в статье «Младенцы древности и их следы во времени: не жалели, не звали, не оплакивали».

В заметках цикла «День рождения в античности» я коснулась темы первых лет жизни древнего грека и римлянина, но упор там был сделан больше на факт рождения и праздники, с этим связанные. В новом цикле я поднимаю тему археологических свидетельств смертей в раннем возрасте и возможных объяснений массовых захоронений детских останков.

Надгробная аттическая стела IV века до нашей эры с изображением новорожденного – стела Филонои
Надгробная аттическая стела IV века до нашей эры с изображением новорожденного – стела Филонои

Вероятно, стоило бы слегка определиться, что можно считать детоубийством по современным и по античным меркам. Надо отметить, что инфантицид – пожалуй, наиболее безопасная для матери и эффективная мера для ограничения количества детей в семье. Более того, возможно, он и наиболее гуманен в отношении новорожденного. Но оставление на «волю богов» младенца – уголовное преступление по нынешним законодательствам западных стран – в древности не считалось чем-то зазорным. Родителям всегда хотелось верить, что боги его не оставят.

Смерть от голода, холода или утопления не оставляет в веках видимых следов и с течением времени может выглядеть естественной. В этом случае достоверно по костям определяется только возраст смерти, а для установления насильственности смерти требуется какой-то косвенный метод. Ну, например, отсутствие принятого в данной местности похоронного обряда или несвойственное возрастное распределение по шкале естественных смертей. То есть, если пиковое значение смертей в захоронении длительного времени приходится на возраст новорожденного, то налицо неонатицид.

Надгробная аттическая стела IV века до нашей эры с изображением новорожденного – стела Амфареты
Надгробная аттическая стела IV века до нашей эры с изображением новорожденного – стела Амфареты

Немногие семьи в античности были достаточно отважны, чтобы оставлять ущербного ребенка. Но множество патологий развития незаметны без специальных современных скринингов в первые недели жизни ребенка, так что поводом для избавления от младенца могли быть только видимые при рождении уродства. Избавление от уже признанного ребенка не приветствовалось. Поэтому из письменных источников и археологических данных нам известно, что детей-инвалидов вполне можно было вписать в общество.

Вот люблю я длинные циклы на одну тему – можно ее внимательно рассмотреть со всех сторон, подробно рассказать о нюансах, развить, в конце концов.-3

Кроме вышесказанного нам известно, что некоторые религиозные культы могли требовать человеческих жертв, в том числе и младенцев.

Хочу напомнить, что у меня есть телеграм-канал "Помпеи изнутри" и, конечно же, подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"!