Программа ПАК ДП получила новый импульс - премьера состоится в будущем году.
Вячеслав ОСИПОВ
Один из наиболее интересных проектов для Вооруженных Сил России - перспективный дальний перехватчик (ПАК ДП) МиГ-41, первый полет которого запланирован на 2025 год, сразу после смены руководства Минобороны получил новое звучание.
Причем, сам уход Шойгу с должности министра обороны, как видится, не является для этого ключевым моментом, так как, по мнению экспертов, сложились наконец условия отказа от идеологии, когда генералы всегда готовились к прошлым войнам. Масла в огонь добавили соцсети, разом заговорившие о переформатировании авиационных приоритетов армии и предстоящем в 2025 году первом полете МиГ-41, хотя об этом сообщалось еще в 2019 году.
Секретность рождает догадки
Что касается смены приоритетов, то этот весьма спорный посыл, как ни странно, касался еще одной разработки – перехватчика 5 поколения Су-57, который, якобы превосходит МиГ-31БМ всего лишь по одному параметру – дальности полета. Поэтому, дескать, нет смысла дальше развивать программу Су-57, которых и заказано-то было всего 76 единиц. А лучше сосредоточиться на новом МиГ-41.
Спорить с таким утверждением бесполезно, так как оно наверняка навеяно еще былым процессом перехода КБ МиГ под крыло Су и так далее со всеми обидами и опасениями растраты научно-технического потенциала. Что, несомненно, имеет под собой некоторые основания. В отношении того, какой самолет лучше, вообще лучше стоит промолчать, так как МиГ-41 и Су-57 – совершенно разные по назначению машины.
Не апгрейд, но развитие идеи
Ни для кого не секрет, что МиГ-41 разрабатывался на основе истребителя-перехватчика МиГ-31. Поэтому даже наиболее совершенная на сегодня версия машины МиГ-31БН, боевой потенциал которой в 2,6 раза выше, чем у МиГ-31, будет уступать МиГ-41. Другой разговор, что из себя будет представлять ПАК ДП?
Если проанализировать все имеющиеся в Интернете рисунки будущего МиГ-41, то этот самолет несомненно должен иметь серьезные отличия от МиГ-31. Однако, отдав должное художникам в их стремлении показать лучший перехватчик, следует понимать, что его футуристичность – это всего лишь следствие секретности ключевых деталей конструкции. Вместе с тем, учитывая ряд факторов, можно гораздо точнее «нарисовать» внешность новичка.
Каким и почему будет МиГ-41
Во-первых, всего лишь ранее заявленные технические характеристики МиГ-41 говорят о том, что машина должна строиться на основе титановых сплавов, как и его предшественники МиГ-31 и МиГ-25. МиГ-41 будет иметь максимальную скорость до 4,3 Маха (более 4500 км/ч), а по некоторым данным – до 5 Махов. Он будет выполнять боевые задачи не только в верхних слоях атмосферы, но и в ближнем космосе.
Кстати, МиГ-31, а также МиГ-25 способны выполнять такие функции, правда, в немного меньших объемах, чем будущая машина и на кратковременной основе.
Во-вторых, цена вопроса. Создание самолета из титановых сплавов и стали удовольствие не просто дорогое, а очень дорогое, которое мог себе позволить СССР. Для России, даже в нынешних условиях наращивания промышленно-технологических мощностей, как видится, такая ноша может стать тяжелой. При этом не следует забывать и о других перспективных программах, как в авиации, так РВСН, ВМФ и других. Короче говоря, экономию и оптимизацию пока никто не отменял.
Мало того, с приходом в руководство Минобороны новых людей, по мнению экспертов, именно экономика станет двигателем научно-технологического прогресса, направленного на резкое повышение боевой эффективности ради придания современной армии облика будущих Вооруженных Сил.
В третьих, скорость создания новых вооружений. И здесь по умолчанию не обойтись без активного использования имеющихся наработок и конструкций, к примеру, того же МиГ-31 (МиГ-25) при разработке новых моделей. В конце концов, на пустом месте за пять лет поднять в воздух совершенно новый перспективный самолет, задача практически не разрешимая. Но именно это недавно подтвердила пресс-служба компании относительно МиГ-41 – первый экземпляр должен совершить полет в 2025 году и в 2028 году встать на вооружение.
«К 2028 году истребитель-перехватчик МиГ-31 уйдет на пенсию... У нас есть время для создания нового самолета в качестве замены существующего»
– заявил генеральный директор корпорации «МиГ» Сергей Коротков, выступая на международном авиакосмическом салоне FIDAE-2016 в Чили.
Испытанный фюзеляж с новым дизайном
А раз так, то в отношении МиГ-41 вполне подходит догадка, высказанная в тг-канале Юрий Баранчик, о том, что самолеты будут строиться на основе титановых фюзеляжей МиГ-31, имеющих огромный срок службы. Об этом же в июле 2020 года говорил гендиректор корпорации «МиГ», а также глава компании «Сухой» Илья Тарасенко, что ПАК ДП будет построен на базе модифицированного варианта МиГ-31, правда, совершенно новым по конструкции и дизайну.
С 1981 по 1994 год было выпущено 519 МиГ-31 различных модификаций. Поэтому строительство на их основе примерно 200 новых машин на замену МиГ-31, о чем в свое время говорили наблюдатели, вполне реализуемая задача. Тем более, что на переходный период в строю будут оставаться МиГ-31БН и МиГ-31, доработанные для применения гиперзвуковых ракет «Кинжал».
О ракетах, двигателях и «энергетической пушке»
О назначении МиГ-41 писалось достаточно много, хотя само название истребитель-перехватчик говорит само за себя. Да и по аналогии с МиГ-31 этот самолет определенно должен встать на защиту бескрайних северных и восточных рубежей России. В этой связи не беспочвенны выводы наблюдателей о МиГ-41, как перехватчике гиперзвукового оружия противника.
Судя по открытым данным, на борту МиГ-41 планируют разместить ракетный комплекс МФРК ДП, обладающий способностью одновременного пуска нескольких управляемых суббоеприпасов. В качестве такого боеприпаса профильные эксперты позиционируют «Изделие 180» или перспективную управляемую ракету К-77М класса «воздух-воздух».
Предполагается, что программа МиГ-41 также позаимствует у МиГ-31 передовой АФАР-радиолокатор «Заслон-М». Возможно. Также ПАК ДП получит усовершенствованной вариант двигателя АЛ-51-Ф1 («Изделие 30»), разрабатываемого в настоящее время для Су-57 и БПЛА С-70 «Охотник». В августе 2021 года компания АМНТК «Союз» представила газотурбинную авиационную силовую установку Р579-300, которая также потенциально может быть установлена на МиГ-41.
Экс- маршал авиации индийских ВВС Анил Чопра считает, что МиГ-41 соберет в себе все достоинства истребителя-перехватчика МиГ-31. МиГ-41 станет гораздо более мощной боевой авиаплатформой.
В России, пишет индийский эксперт, полным ходом идет работа над созданием оружия электромагнитного импульса, способного изменить тактику ведения боевых действий в воздухе. Эта инновационная «энергетическая пушка» может значительно расширить диапазон поражаемых целей. Ожидается, что первый полет МиГ-41 с электромагнитным оружием также состоится в 2025 году. Самолет также может получить ракеты Р-37М.