16 марта 1960 года в первой половине дня аэропорт Воронежа не принимал и не отправлял воздушные суда из-за неблагоприятных погодных условий. Однако после обеда ситуация изменилась в лучшую сторону. Тогда командир 243-го авиаотряда Московской авиагруппы специального применения и воздушных съемок Гражданского воздушного флота решил воспользоваться просветом для выполнения пассажирского рейса в Голосновку. Вместо запланированного неисправного Ан-2 он назначил на этот маршрут два самолета Як-12.
Пилотировать самолёты для транспортировки людей были внепланово назначены летчики Зеньковский и Сафонов. Никакой специальной теоретической и практической подготовки к совместному полету по одному маршруту с ними не проводилось.
Более того, командир ограничился лишь устным уведомлением пилотов о предстоящем вылете и выдаче задания. Порядок выполнения рейса, правила взаимодействия и меры предосторожности при следовании двумя экипажами по одному маршруту руководством установлены не были.
Сами летчики на свой страх и риск решили, что первым вылетит Сафонов, а Зеньковский последует за ним, так как не знал район аэродрома Голосновки. По устной договоренности они выдержали совершенно неприемлемый интервал всего в 1 минуту между самолетами вместо положенных 10 минут согласно приказу Главного управления ГВФ.
На обратном маршруте пилоты продолжали полет в условиях низкой облачности и плохой видимости, не соответствующих установленному минимуму. Когда они одновременно подошли к закрытому низкими облаками аэродрому Голосновка, возникла критическая ситуация.
Зеньковский, опасаясь столкновения с бортом Сафонова, уклонил свой самолёт от аэродрома и оказался один над заснеженной равниной без визуальных ориентиров. Потеряв связь с земными ориентирами, он не справился с пилотированием и допустил снижение высоты.
В результате крыло Як-12 зацепилось за снежную поверхность, после чего машина рухнула на землю. При сильнейшем ударе один из трех пассажиров на борту получил тяжелые травмы и позднее скончался в больнице.
В ходе расследования причиной катастрофы явилась некачественная организация и контроль полетов со стороны руководства авиаотряда. Недопустимые ошибки были допущены при назначении экипажей, подготовке пилотов, отсутствии четких инструкций по порядку совместного вылета.
Друзья! Подпишитесь на канал Авиатехник в Telegram! Там вы увидите ещё больше интересных статей на тему истории авиации: https://t.me/s/air_craft_technician