-Здравствуйте, Нина Андреевна, большое спасибо, что согласились дать для нас интервью!
Нина Андреевна: Здравствуйте! Очень рада, что сегодня у нас такая интересная встреча, с удовольствием буду отвечать на все вопросы.
-Нина Андреевна, расскажите, пожалуйста, каким ребёнком Вы были?
Нина Андреевна: Ребёнком я была достаточно скромным, спокойным, очень серьёзным, но при этом достаточно любознательным. Мне было всё интересно: я занималась танцами, рисованием, музыкой, по воскресеньям мы с папой ездили кататься на лыжах в Крылатском, летом мы ходили в водные походы. Однако определяющим было то, что в соседнем доме была музыкальная школа, а дома стоял инструмент [фортепиано], и первые мои занятия музыкойбыли именно на нём, далеко не на флейте. Я помню, что я сажала свои игрушки, кукол и мишек, на диван, садилась за пианино и начинала очень громко играть, даже не зная нот. Мне почему-то очень хотелось музицировать, обучить музыке даже игрушек!
-Когда и как Вы окончательно поняли, что хотите связать всю свою жизнь с музыкой?
Нина Андреевна: Это было как-то случайно, само собой. Сначала я поступила в музыкальную школу на фортепиано, но мне было как-то скучно играть одной на фортепиано, не было коллектива, с которым можно было взаимодействовать. И по здоровью моей маме предложили перевести меня на духовой инструмент, чтобы меньше болеть и т.д. Моя мама решила, что нужно действительно укреплять здоровье, и перевела меня с фортепианного отдела на духовой. Я занималась на блокфлейте, и мне это очень нравилось. Мы сразу играли в каких-то ансамблях, это было и полезно, и очень красиво. Чуть позже, в третьем классе, мама перевела меня в другую, обычную школу. Это была очень интересная вальдорфская школа, новое в девяностых годах направление. Музыке там уделяли очень большое значение. Все наши уроки в этой школе обязательно были на блокфлейте. У нас были такие вязаные чехольчики с инструментом, и мы ходили по школе, везде играли, а урок музыки был самым интересным: мы не только изучали ноты или композиторов, но и обязательно играли на этих блокфлейтах. Абсолютно все, весь класс! Там я уже стала очень серьёзно заниматься. И как раз там я впервые увидела поперечную флейту. Это был какой-то удар молнии, потому что я помню это ощущение, когда я, будучи ребёнком, увидела красивую учительницу с этой красивой, волшебной, серебристой флейтой. Это был просто какой-то гипноз звуком! Я помню, что тогда решила, что точно хочу играть на этом инструменте. Я сама пришла, записалась, не спрашивая ни у кого совета, и просто летала на все занятия. Я стала сочинять сама музыку, импровизировала, придумывала. И позже у меня это всё настолько «пошло», что моей маме снова посоветовали перевести меня в музыкальную школу на большую поперечную флейту.
-А как продолжился Ваш профессиональный путь?
Нина Андреевна: Ближе к выпускному, когда у меня были почти все пятёрки и я понимала, что у меня всё идёт легко и с удовольствием, я подумала, что с этим нужно что-то делать. В старших классах музыкальной школы я стала играть в оркестре, и, наверное, это было определяющим для меня фактором, чтоб дальше заниматься музыкой профессионально. Мы очень много занимались игрой в ансамбле, мне это очень нравилось. Мини-ансамбли, духовой оркестр… Этот оркестровый дух, наверное, для меня был очень близок, стал решающим.
-А на каких инструментах Вы вообще играете?
Нина Андреевна: Я играю на фортепиано, поскольку изначально начинала играть именно на нём, на флейте, блокфлейте, флейте-пикколо, на альтовой блокфлейте, блокфлейте сопранино, это маленькая флейточка. Пожалуй, всё!
-Как Вы узнали про Ансамбль Локтева?
Нина Андреевна: Узнала совершенно случайно от своей однокурсницы, с которой мы вместе сидели. Тогда я уже училась в вузе, и она мне сказала о том, что в Ансамбль Локтева требуется педагог по флейте на время декрета основного педагога, посоветовала попробовать. Я тут же позвонила. Тогда дирижёром был Олег Владимирович Тарасов.
Он очень долго разговаривал со мной по телефону, был немного шокирован, что мне всего 20 лет, но сказал: «Я слышу, Вы человек серьёзный, приходите на собеседование». Я пришла на него раньше, буквально прилетела с огромной радостью, мне почему-то очень хотелось работать именно здесь. И скромно стояла у окошка шестого корпуса, пока не вышла Воронина Валентина Ивановна, тогда она была завучем. Она посмотрела на меня и говорит: «Вы флейтистка?». Я говорю: «Да». Она отвечает: «Ну заходите, сейчас ещё другие кандидаты придут». Я поняла, что пришла на собеседование самая первая. И тогда мы очень долго разговаривали. Мне сказали, что несмотря на то, что я слишком молодая, могу попробовать. Как ни странно, меня взяли. Я помню, что мне доверили целый класс, там было девять детей. Занятия у меня всегда были в будний день и по субботам. В субботу первый урок у меня был в девять утра, и я летела на этот урок с огромным энтузиазмом. Мне хотелось, чтобы каждый урок с учеником был каким-то произведением искусства, я стремилась дать максимально, чтобы это было интересно. И педагогика мне всегда была очень близка, я её очень любила.
-А что было после того, как Вы пришли в Ансамбль?
Нина Андреевна: Я с удовольствием ходила в Ансамбль, мне очень нравился дух коллектива, дети, место расположения: прекрасная природа, сюда вообще очень приятно ездить и приятно здесь находиться. Самое главное, что, когда я работала в Ансамбле, я параллельно училась, и это было непросто, но я всегда приходила на работу, проводила занятия. Старалась делать концерты класса для детей, готовила их в оркестр, а параллельно, уже на старшем курсе, меня приняли на работу в Государственный академический русский концертный оркестр, где я была первой флейтой. Сейчас, к сожалению, этот коллектив расформирован, но на тот момент у меня было несколько работ, сочетающих в себе педагогику и исполнительство. Мне было очень интересно это, потому что я всегда могла показать ученику, что я хочу от него, как сыграть. С детьми мы участвовали в конкурсах. Одной из моих ранних педагогических побед стала победа моего ученика, Вити Цыканова, на конкурсе. Я этому очень радовалась, потому что это было своеобразное признание. Он, кстати, в дальнейшем тоже связал свою жизнь с музыкой. А ещё я всегда активно продвигала своих учеников в оркестр, чтоб они играли и постоянно были в практике.
-Расскажите, пожалуйста, немного о проектах, в которых Вы участвуете сейчас?
Нина Андреевна: Сейчас есть несколько проектов, очень интересных для меня, но очень часто появляется что-то новое. Сейчас я играю в музыкальном коллективе, который называется Velvia Music.
У нас всё время меняются составы, но неизменным остаётся наше трио: флейта, арфа, скрипка. Сейчас у нас есть интересный проект, связанный с детьми: мы представляем сказки с органом. Проходит это в соборе на Вознесенском переулке. У нас есть целый цикл различных сказок: Алиса в стране чудес, Золушка, Уэнсдей, Щелкунчик. И на этих концертах мы стараемся донести музыку через игру, какую-то историю. Это очень интересно, и очень приятно, что на этот проект приходят целые семьи! Сейчас, пожалуй, это основной проект.
Более того, я играю концерты в разных составах: с органом, фортепиано, виолончелью, скрипкой. Настоящие концерты и для детей, и для взрослых. В нашем коллективе вообще все педагоги инструментальных классов – действующие исполнители, поэтому мы организовали также Ансамбль педагогов, в котором мы участвуем с огромным удовольствием и с детьми, и по отдельности.
-А скажите, пожалуйста, что для Вас Ансамбль Локтева сейчас?
Нина Андреевна: Наверное, это семья, в которую я хожу уже много лет. В этом году, в сентябре, будет 21 год, как я здесь работаю. Вот так незаметно даже для меня самой! При этом я могу сказать, что здесь действительно творческий коллектив, чудесные дети: талантливые, очень интересные, разносторонние. Мне очень нравится, что в Ансамбле нет ничего лишнего: есть обучение и сразу же практика в виде оркестра. Это очень здорово, и я очень радуюсь, что у нас дети могут учиться до 18 лет. Сейчас я беру самых маленьких детей, от четырёх лет. Это пошло у меня с момента рождения собственных детей, я поняла, что музыке надо учить как можно раньше и делать это через игру. Я открыла специальные группы для маленьких детей.
И эта большая музыкальная линия, когда мы берём совсем маленького ребёнка и доводим его до 18 лет, просто какое-то чудо! Очень интересно наблюдать за детьми, как они развиваются, влюбляются в музыку, это очень здорово! А ещё мне очень нравятся наши концерты. У нас недавно был инструментальный концерт, где поучаствовали и солисты, и оркестр. В Ансамбле насыщенная жизнь, и это замечательно, очень здорово!
-Нина Андреевна, а какие пожелания или советы Вы можете адресовать тем детям, которые сейчас только начинают свой путь в музыке?
Нина Андреевна: Я считаю, что каждому ребёнку надо заниматься музыкой. Неважно, какие у него способности, будет ли он профессиональным музыкантом. Надо пробовать, не бояться, влюбляться в музыку, потому что любой инструмент – наш большой друг. Для маленького ребёнка это целый новый мир, а для подростка – отличная самореализация. Не бойтесь, выбирайте музыкальные инструменты, которых в Ансамбле очень много, и это обогатит Вашу жизнь. Это очень интересно! Конечно, это работа, но это очень интересно!
-Нина Андреевна, большое спасибо за это интересное интервью!
Нина Андреевна: Спасибо, до новых встреч!
Обязательно приходите на наши концерты и подписывайтесь на социальные сети! ❤️