Найти тему
Про жизнь

У китайского правительства грамотная технологическая политика

На илл.: Исполнительный директор ООО «ЧЕТРА» Владимир Антонов
На илл.: Исполнительный директор ООО «ЧЕТРА» Владимир Антонов

В России нет производства экскаваторов. 99% российского рынка занимают иностранцы. В этих 99% доминируют китайские компании. Это контекст, в котором мы находимся.

Вспомню слова Владимира Владимировича Путина, и он обозначил, что у нас в стране должен быть технологический суверенитет. И здесь нужно отметить, с благодарностью и с теплом, Минпромторг, который помогает инструментами развития отечественному машиностроению. Мы пользуемся небольшим количеством инструментов, и очень с благодарностью все это оцениваем.

Например, мы участвуем в субсидировании НИОКР, это проектирование новых изделий для того, чтобы вывести их на рынок. В прошлом году мы смогли спроектировать, и сейчас уже производим ходовые системы на бульдозеры Komatsu, Caterpillar и прочих всех уважаемых партнеров, которые нас покинули. Благодаря субсидии на НИОКР, мы смогли спроектировать машину 72 тонны, это гусеничная большая машина, бульдозер. С начала следующего года в России будет полноценная машина 45-го тягового класса.

У Минпромторга есть такой инструмент, как Фонд развития промышленности. Благодаря ФРП мы смогли приступить к приобретению станков. И приобретение этих станков создает хороший спрос для других отечественных машиностроителей, для станкостроения, для тех, кто изготавливает компоненты, изготавливает детали.

Итогом является увеличенная доля российского машиностроения на рынке. Итогом является комфортное замещение бывших партнеров – японцев и американцев. И итогом является, безусловно, воссозданная школа тракторостроения и машиностроения.

Я был две недели назад в Китае. Машиностроители знают, мы производим ходовые системы под брендом ЧАЗ – Чебоксарский агрегатный завод, и я участвовал в обмене опытом. Значит, «башмак» на гусеницу производится из профиля, это такая длинная полоса. Мы, «ЧЕТРА», за собственный счет нашим металлургам платим, россиянам-металлургам, платим средства, чтобы они поставили на производство определенные профиля. Этот профиль можно купить в Китае.

Допустим, профиль в Китае стоит 100 условных единиц. А готовый «башмак» – это изделие порезанное, механически обработанное, термически обработанное, покрашенное, уложенное комфортно на палеты, стоит уже на 15% дешевле. Китайцы не скрывают, что они имеют субсидию от государства в 30%. Купить готовое изделие высокого передела в Китае существенно дешевле, чем сырье. Кроме этого, Китай предоставляет инструменты финансирования, и дилеры иностранной техники знают, это инструмент SINOSURE, под 0,2% годовых длительная отсрочка.

Теперь давайте соединим бесплатное финансирование, плюс демпинг со стороны государства, получается грамотная техническая политика китайского правительства. Они успешно создают промышленность для всего глобального мира. Их фабрики крупные, их экспорт растет, потому что у них есть замечательные инструменты поддержки.

Поддерживать рост нашей промышленности надо через поддержку наших потребителей. Сейчас, при текущей стоимости денег, предприниматели мало обновляют дорожно-строительную технику, приобретенную ранее.

Лизинговые компании пользуются инструментами 811 постановления, это льготный лизинг для отечественной промышленности. И это позволяет металлургам, золотодобытчикам, пользователям нерудных материалов, дорожно-строительным компаниям приобретать на комфортных условиях технику.

При этом лимиты, которые на год выделены по 811 постановлению, 3 млрд. Эти 3 млрд выбираются за один квартал. То есть нужно с 3 млрд увеличить до 30 млрд, чтобы был хороший импульс для роста отечественной промышленности.

Российский рынок недостаточно велик для нас. Мы производим три машины в день, 800 машин в год при общей емкости рынка менее 3 тысяч. Нам необходимо выходить на экспортные рынки – это очень полезно для развития машиностроения. На экспортных рынках мы конкурируем с японцами, с американцами. И это очень полезно для развития продукта.

Для этого опять-таки есть инструмент – постановление 69. Это субсидия обратного выкупа. И я точно не помню, но, по-моему, на всю огромную нашу страну дается 600 млн рублей на субсидию по обратному выкупу. Я думаю, что если даже будет 3 млрд, то эти 3 млрд достаточно быстро будут освоены нашими компаниями. И это позволит выходить нам на внешние рынки и конкурировать там с иностранными производителями.

Что ограничивает рост отечественного машиностроения в ВВП, это компонентная база. Мы, например, приобретаем компоненты «Елецгидроагрегата». Но хотелось, чтобы бы таких заводов было много.

Это сложная школа, сложный продукт. Соответственно, нужны меры государственной поддержки на НИОКР, на проектирование, на приобретение машин и оборудования. На выведение, в том числе, пилотных партий, на рынок.

Компоненты, плюс льготный лизинг создадут огромный спрос и огромный потенциал для отечественного машиностроения.

Потенциал есть, техническая политика есть. И я уверен, что экскаваторов на российском рынке, доля российских производителей уже буквально через два-три года составит 40-50%. Мы вывели в этом году отечественный экскаватор, я еще знаю два предприятия выводят отечественные экскаваторы. Нужны меры, про которые я сказал, чтобы покупатель мог выбрать лучший продукт. И тогда у нас будут отечественные машины.

Из выступления Владимира Антонова, исполнительного директора ООО «ЧЕТРА», на Московском экономическом форуме (МЭФ) в рамках сессии «Промышленность и экономический рост. Правила взаимной зависимости». МЭФ прошёл под председательством промышленника Константина Бабкина.

Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь