Найти в Дзене

Сексуальное насилие в детстве: помощь выжившим

Расскажу 5 базовых шагов для самопомощи взрослому человеку, которому все ещё больно от пережитого. Я назвала статью "помощь выжившим", потому что психика при таком опыте может разве что выжить. Сексуальное насилие бывает разным. Это не только самые ужасные формы в виде изнасилования. Написать эту статью меня вдохновило приглашение на вебинар по теме, которое состоится в сообществе для психологов. Не знаю, каким будет вебинар. Но, когда увидела приглашение, вспомнила, как часто эта тема поднимается. Итак, что можно сделать?

Всем привет! Я Снежана и автор канала "Психологический Разворот". Мы разворачиваемся от тупиков ко множеству решений. Подписывайтесь, если вам интересны мои статьи.

1. Первое, что могу предложить - это надежду на то, что кто-то поверит в этот опыт без осуждения и комментариев. Надежду дают истории. В первую очередь - фильм "Крутая Джорджия" - про подростка, которая говорит, что отчим ее домогался. Вторая история - про девочку-сироту, которую в девять лет чуть не изнасиловал приемный отец, а приемная мать, узнав об этом, обвинила девочку во всем и вышвырнула на улицу. История описана в книге Кристины Бейкер Клайн "Поезд сирот". История закончилась хорошо, девочка выжила. Итак, есть вот такая помощь выжившим в виде надежды, которую мы черпаем из историй.

2. Вторая помощь выжившим банальная - это просто знать, что вы не одни.

В это сложно поверить - ведь никто вас не понимает, никто об этом не говорит. Но не говорят не потому, что этого нет, а потому, что говорить сложно. А говорить сложно из-за боли, которая поднимается в связи с этой темой. И ещё потому, что защитные механизмы у всех разные. И тот, у кого иной защитный механизм, чем у нас, как будто не может понять нас. Но на самом деле он просто выживает по-другому. Кто-то отрицает - ведь не надо же беспокоиться, если представить, что якобы феномена сексуального насилия, особенно над детьми, особенно в якобы "благополучных семьях" нет. Кто-то, как ни ужасно это, винит жертву. Но винят потому, что тоже так можно избежать трудных чувств - жертву обвинил, теперь ясно, кто виноват, и дело с концом. И все - боли меньше, страха меньше. Кто-то забывает: потому что как так - близкий человек оказался насильником - это непереносимо для психики и она забывает, чтобы не сойти с ума. Такой механизм забывания описан в книге Дженнифер Фрейд Betrayal Trauma (Травма Предательства). Жертвам насилия может быть больно от того, что им пришлось пережить такой ужасный опыт, о котором другие даже боятся говорить. "Вот неженки! Кто-то такое переживает, а кто-то всего лишь говорить - и уже боится! Что за несправедливость!"- могут подумать жертвы насилия. - "Боятся они, да ещё и надменно комментируют!" Увы, человек слабое существо, как показано в аниме "Дитя чудовища". Вот и боятся говорить, потому что слабые. А комментируют, потому что слабый человек не найдет слов - слишком тяжела для слабого история, как тяжеловесная гиря для нетренированного человека. Но ведь и жертвы разных ужасных случаев не до конца могут понять друг друга. Например, если не погружаться в тему, можно не знать, что именно испытывает человек-сирота или глухонемой. Нас не понимают, но и мы многого не знаем о боли других! Вряд ли мы в каждом случае можем похвастаться идеальным пониманием боли другого характера...

3. Отделите человека и его болезнь. Это третья помощь выжившим. Эта идея помогает тогда, когда не укладывается в голове: как, например, отец или мать могли насиловать свою дочь или сына и при этом читать ей или ему сказки на ночь, покупать подарки. Да, это совместимо в одном человеке. Кроме того, идея помогает тогда, когда к насильнику есть противоречивые чувства. В книге Азар Нафиси "Читая Лолиту в Тегеране" описан случай, когда автора ощупывал родной дядя, который занимался с ней репетиторством. После того случая Азар стала игнорировать дядю, но родители, которым она не знала, как сказать о случившемся, требовали, чтобы она здоровалась с дядей и была более вежливой. Ей пришлось слушаться родителей...

4. Разделите прощение и примирение. Это четвертая помощь выжившим. Дейвид Ступ в книге "Прощение родителей. Прощение себя" говорит о том, что, с одной стороны, прощение человека облегчает нашу ношу. Но, с другой стороны, перемирие с больным или опасным человеком может подвергнуть нас опасности, снова причинить тяжёлую эмоциональную боль, разрушить. Например, одна пациентка Ступа рассказала матери и отцу, что помнит, что отец ее насиловал и мать смотрела. Ей хотелось, наверное, получить извинение или подтверждение, что ее чувства и ее безопасность для родителей что-то значат. Родители просто посмеялись над ее воспоминаниями, сказали, что такого не могло быть. Это, конечно же, вызвало ярость и бессилие у женщины. Но психотерапевт ее предупредил, что такой исход возможен, и она была готова. Отделалась меньшей болью.

5. Пятая помощь выжившим - это принять свой тяжело понимаемый в "более или менее здоровой" жизни опыт. При таком сложном опыте психика защищается по-разному. У кого-то бывают диссоциации. Например, жертве изнасилования кажется, что она не в своем теле, а смотрит с потолка на все происходящее. Кому-то кажется, что к ним приходил ангел и предупреждал или успокаивал. При необычном в плохом смысле слова опыте бывают необычные реакции психики. Если у вас такое было, это нормальная реакция на ненормальный опыт. Точно так же, как если у человека из руки потекла кровь, это не нормально. Но если знать, что человек руку порезал, то понятно, почему пошла кровь - нормальная реакция на ненормальный ситуацию.

Сексуальное насилие в детстве: помощь выжившим. Картинка: кадр из фильма "Крутая Джорджия".
Сексуальное насилие в детстве: помощь выжившим. Картинка: кадр из фильма "Крутая Джорджия".

Пишите комментарии, ставьте лайки, если статья оказалась вам полезной. Вы также можете участвовать в субботних эфирах в Телеграм.