Сообщение о возгорании поступило в МЧС около 18:00 14 мая. К месту пожара направлены пять единиц техники МЧС, 20 человек личного состава. Также на свалке работают бульдозеры, поливомоечная машина и сотрудники полигона.
Тем временемЮ, даже взглянув на фото, можно увидеть масштабы бедствия. Город полностью затянуло убийственным смрадом. Ситуация усугубляется тем, что сейчас в Новосибирске очень жаркая, бещзветренная погода, температура воздуха доходила до тридцатиградусной отметки.
Эта свалка должна была быть ликвидирована еще три года назад - такое обязательство брал на себя концессионер. Взамен он должен был построить мусоросортировочные заводы и открыть новые полигоны.
Однако ничего из этого не было сделано. Власти по каким-то причинам терпели его пять лет. За это время концессионер выкачал из области более 10 миллиардов рублей, многократно увеличив тариф, и ничего не сделав согласно договора.
ООО «Экология-Новосибирск» приступило к обязанностям регионального оператора в 2019 году, победив на торгах. Правительство Новосибирской области заключило контракт на десять лет. ООО было также выбрано в качестве концессионера для строительства двух мусоросортировочных заводов. Но в мае 2022 года концессионное соглашение было расторгнуто. Губернатор Новосибирской области Андрей Травников тогда заявил, что подписанное в 2016 году (в сентябре 2017 года Группа «ВИС» приобрела 75 % ООО «Экология-Новосибирск») концессионное соглашение было не проработано, а изменить его уже было невозможно. Последним днем работы «Экологии-Новосибирск» в качестве регоператора по обращению с мусором было 10 февраля 2023 года. Основанием для лишения статуса стало непредоставление банковской гарантии и нарушение схемы потоков, когда перевозчик везет мусор не в то место, которое предусмотрено схемой размещения отходов. Такие нарушения были зафиксированы в Искитиме и Бердске. С 11 февраля деятельность регионального оператора начало исполнять МУП «САХ». На самобанкротство «Экология-Новосибирск» подала еще в декабре 2021 года. В компании утверждали, что это временная мера для «обеспечения бесперебойной деятельности и недопущения сбоев при сборе и вывозе ТКО». Однако к моменту подачи заявления оператор накопил миллиардные долги перед перевозчиками. В частности ООО «Латранс», ООО «ТБО», ООО «НСТ» и МУП «САХ» неоднократно заявляли о рекордных долгах. Руководство организации обещало выйти из процедуры самобанкротства, но этого так и не произошло.
Все это не помешало «Экологии-Новосибирск» в ноябре 2023 года обратиться в арбитражный суд с иском к депутату Горсовета Новосибирска Алексею Джулаю с требованием признать его банкротом и выплатить 98 344 856 рублей.
Что касается Производственной фирмы «ВИС», то она является головной компанией строительного дивизиона и выступает генеральным подрядчиком в проектах Группы «ВИС», которая уже давно основательно осела в Новосибирской области. На сегодняшний день компания участвует в строительстве четвертого моста через реку Обь и сети городских поликлиник в Новосибирске.
Концессионное соглашение о строительстве четвертого моста в Новосибирске дочерняя компания Группы «ВИС» ООО «Сибирская концессионная компания», заключила еще 6 декабря 2017 года, несмотря на то, что еще в 2016 году некоторые новосибирские депутаты и представители общественности называли этот проект чуть ли не аферой века и уверяли, что его реализация загонит регион в многолетние долги. Концедентом выступило областное правительство в лице министерства транспорта и дорожного хозяйства.
Спустя пять лет аудиторы новосибирской Контрольно-счетной палаты заявили, что строительство идет с огромным отставанием. На начало декабря 2022 года мост был готов на 55 %, а должен быть завершен почти на 80 %. При этом стоимость значительно выросла. Финансирование строительства на начало декабря 2022 года составило 28,4 миллиарда рублей (за счет федерального бюджета – 22 миллиарда рублей, областного бюджета – 2,5 миллиарда рублей, за счет внебюджетных источников – 3,8 миллиарда рублей). К этому времени Новосибирской области на мост дополнительно выделили из федерального бюджета 7,3 миллиарда рублей – из-за значительного удорожания стоимости строительных материалов. Таким образом, платный мост подорожал с 37 миллиардов рублей до почти 45 миллиардов рублей. Объект пообещали сдать до конца 2023 года.
В самой компании «ВИС» сначала настаивали, что на сроках сказались «негативные факторы, продолжающие оказывать влияние на экономику в целом и строительную отрасль в частности». Однако в ноябре 2023 года сибирское управление Ростехнадзора обнаружило 17 нарушений при строительстве моста – в сферах законодательства, проектной документации, норм и правил в области градостроительной деятельности. Концессионеру внесли два постановления.