Найти в Дзене
Всё, что было

Песня из 90-х, которая повлияла на всю современную поп-музыку

Карьера Шер - певицы, актрисы и телеведущей - началась 60 лет назад, и за это время она научилась кое-чему, что касается возвращений. Мощное возвращение на танцпол, новаторское использование студийных технологий, исказивших человеческий голос до неузнаваемости, и один из самых актуальных вопросов поп-музыки: “Do you believe in life after love?“ (Веришь ли ты в жизнь, когда ушла любовь?). Это были волшебные ингредиенты для сингла, который неожиданно вернул Шер своё законное место на вершине чартов и навсегда изменил представление о том, как создаются хитовые песни. Конечно, Шер было не привыкать к "омоложению" карьеры. В 1971 году после череды провальных альбомов она ушла от своего постоянного соавтора (а затем и мужа) Сонни Боно ради песни "Gypsies, Tramps and Thieves". В конце того же десятилетия она ещё раз оторвалась от грани неактуальности, запустив в дискотеку песню "Take Me Home". Проведя большую часть 80-х в музыкальной глуши, она вновь предстала перед зрителями в образе обтянут

Карьера Шер - певицы, актрисы и телеведущей - началась 60 лет назад, и за это время она научилась кое-чему, что касается возвращений.

Мощное возвращение на танцпол, новаторское использование студийных технологий, исказивших человеческий голос до неузнаваемости, и один из самых актуальных вопросов поп-музыки: “Do you believe in life after love?“ (Веришь ли ты в жизнь, когда ушла любовь?). Это были волшебные ингредиенты для сингла, который неожиданно вернул Шер своё законное место на вершине чартов и навсегда изменил представление о том, как создаются хитовые песни.

-2

Конечно, Шер было не привыкать к "омоложению" карьеры. В 1971 году после череды провальных альбомов она ушла от своего постоянного соавтора (а затем и мужа) Сонни Боно ради песни "Gypsies, Tramps and Thieves".

-3

В конце того же десятилетия она ещё раз оторвалась от грани неактуальности, запустив в дискотеку песню "Take Me Home".

Проведя большую часть 80-х в музыкальной глуши, она вновь предстала перед зрителями в образе обтянутой кожей, бьющей из пушки рок-богини, что произвело коммерческий эффект на альбоме 1989 года "Heart of Stone".

-4

Однако кампания "Believe", стартовавшая в 1998 году, была совершенно другой историей. Заглавный трек альбома, который в 2024 году отмечает своё 25-летие, был продан тиражом более 11 миллионов копий по всему миру, занял первое место в 23 странах и стал одним из настоящих критериев поп-культуры предмиллениумной эпохи. Его беспрецедентный успех тем более примечателен, что он случился в начале эры использования прогрессивных новых технологий. Действительно, в свои 52 года Шер могла бы теоретически воспитывать Бритни Спирс, Backstreet Boys и практически всех остальных гостей, которые появлялись в студии Карсона Дейли. Когда в марте следующего года песня "Believe" возглавила Hot 100, дива официально стала самой пожилой исполнительницей, которой когда-либо удавалось добиться такого успеха. Этот рекорд продержался до 2022 года, когда 53-летняя Мэрайя Кэри вновь вернулась на первое место с песней "All I Want for Christmas Is You".

Шер была маловероятным кандидатом на звание исполнительницы самого успешного хита Billboard 1999 года. Последний раз она попадала в Топ-10 десятилетием ранее с песней "Just Like Jesse James", а единственным её появлением в чартах за предыдущие восемь лет была кавер-версия "One by One", песни, изначально записанной двукратным победителем "Евровидения" Джонни Логаном. Сотрудничество с Бивисом и Бадхедом, эпизодическая роль в нашумевшем фильме "Высокая мода" и непродуманное вхождение в мир рекламных роликов также привели к тому, что её акции упали до исторического минимума.

-5

Если бы Шер последовала своему первоначальному инстинкту, она, скорее всего, осталась бы артисткой, чьи лучшие времена давно позади. Суперзвезда была не совсем согласна с боссом её лейбла Warner Music Робом Дикинсом, когда тот предложил, чтобы её 22-й студийный альбом был записан в стиле дэнс-поп. Она отвергала этот стиль, как музыку без "настоящих песен". Но после того, как ей слегка "выкрутили руки", Шер отправилась в студию с продюсерами Брайаном Роулингом и Марком Тейлором. По иронии судьбы, позже она назовёт одну из сессий "самым весёлым занятием, которое я когда-либо проводила, создавая песню".

Песня "Believe", ставшая результатом этой сессии, на самом деле появилась в 1990 году. Её автор Брайан Хиггинс, впоследствии ставший организатором карьеры британской девичьей группы Girls Aloud, безрезультатно продавал раннюю версию песни различным исполнителям. Дикинс увидел потенциал в припеве, но ему не нравились куплеты, и Роулингу с Тейлором было поручено исправить ситуацию. Позже Тейлор признался, что это было легче сказать, чем сделать: "Самое сложное было сделать песню, которая не оттолкнула бы существующих поклонников Шер. Мы не могли допустить, чтобы кто-нибудь сказал: "Мне не нравится это, потому что это годится только для танцев".

Самым заметным изменением продюсеров, конечно же, стал вокальный трюк, который заставил один из самых узнаваемых голосов поп-музыки звучать как у андроида. Хотя "Auto-Tune" и раньше использовался известными исполнителями - например, в песне Кид Рока "Only God Knows" с альбома 1998 года "Devil Without a Cause" - "Believe" стала самым ярким примером его применения. Мало того, что Шер была известна во всём мире, эта песня заставила звуковой процессор работать на пределе своих возможностей. "Auto-Tune" был разработан инженером-исследователем Энди Хильдебрандом как средство тонкой коррекции высоты тона вокала. Однако, в песне "Believe" не было ничего утончённого: на протяжении четырёх минут танцевального блаженства знаменитое контральто Шер подвергалось безжалостным манипуляциям.

Тейлор признался, что нервничал, когда впервые показывал Шер готовый продукт. К счастью, звезда пришла в восторг с того момента, как услышала первые колебания "робота". Она призналась, что в тот момент они все радостно давали друг другу пять, "как в каком-то дурацком фильме про Рокки". Дикинс и остальные члены его команды, однако, были настроены гораздо более скептически. Они предложили убрать уникальную обработку голоса в песне, пока Шер не сказала им: "Вы можете сделать это только через мой труп". Позже этот «трюк» получил название «эффект Шер».

-6

Возможно, из-за своей творческой вовлечённости Шер в итоге стала яростно защищать трек. Она переписала часть второго куплета после того, как в ванной поняла, что оригинал был "слишком плаксивым". И именно её настойчивое желание повторить звучание голосового кодера (или вокодера) из трека британской соул-поп группы Roachford помогло продюсерам натолкнуться на выигрышный приём.

Последним фрагментом головоломки "Believe" был броский промо-ролик Найджела Дика, в котором девушка бродит по ночному клубу в поисках своего парня, но находит его в объятиях другой. Неизбежно, адюльтерная линия играет вторую скрипку перед сияющей Шер, которая выполняет двойную роль – исполнительницы на сцене и тётки "за стеклом". Неудивительно, что за этим последовала премия MTV Video Music Award, а также номинация на премию "Грэмми" в категории "Запись года" и победа в номинации "Лучшая танцевальная песня".

Песня "Believe", которая также помогла одноименному альбому стать самым популярным в Billboard 200, с тех пор ни разу по-настоящему не исчезала на протяжении четверти века. Только за последние два года её перепели Джесси Уэр, Люси Дакус и Manchester Orchestra. А тот факт, что она исполнялась на бис почти на каждом концерте в бесконечной череде "прощальных туров" Шер, ещё раз доказывает, что она занимает достойное место среди её культового наследия.

Не стоит забывать и о том, какое влияние эта песня оказала на поп-музыку в целом. "Believe" проложила путь Daft Punk к их альбому "Discovery", а Канье Уэсту к "808s & Heartbreak" и, по сути, ко всей карьере T-Pain. В статье об "Auto-Tune" журнал ”Pitchfork” предположил, что 99 процентов современной музыки в чартах создано с использованием этой техники. Это, несомненно, результат “эффекта Шер”, даже если её продюсеры изначально настаивали на том, чтоб их инструментом был вокодер. И это то, чем дива продолжает гордиться, заявив в 2023 году изданию “The Hollywood Reporter”: "Мы сделали это. Мы были первыми... Звукозаписывающая компания не хотела этого делать. Они сказали: "Невозможно узнать, кто это поёт". Я сказала: "Да, я знаю, в этом-то и вся прелесть!"".

_ _ - - _ _

Материалы статьи находятся в свободном доступе сети интернет и являются дополненным художественным переводом оригинальной информации из зарубежных СМИ.

Подписывайтесь на канал, оценивайте статью и обсуждайте её в комментариях, а также делитесь с друзьями в соцсетях!

Читайте также другие статьи канала: