Найти тему
AFTERSHOCK

Из контейнеровоза в самый мощный авианосец: В США обеспокоились угрозами, которые несёт "судостроительная империя" Китая

Ниже обзор статьи эксперта Центра стратегических и международных исследования (США) Мэтью П. Фунайоле. Он признаёт стремительный подъём гражданского и военного судостроения в Китае, указывает на ничтожность возможностей США и призывает американские власти начать сотрудничество с Японией, Южной Кореей и прочими сателлитами. Традиционно звучат обвинения китайцев в нарушении "правил рынка", как в случае с производством электромобилей. Приведён любопытный факт: в настоящее на долю китайских судостроителей приходится более 50% ежегодного производства торгового тоннажа, а в 1999 году было только 5%.

Угроза китайской судостроительной империи

1. Китайская судостроительная империя стала очередным камнем преткновения для США и Китая.

2. Китай превратился в крупнейшего судостроителя в мире благодаря потенциально недобросовестной торговой практике, на что указывает администрация Байдена.

3. Байден пообещал 17 апреля "тщательно рассмотреть" действия Китая, которые способствовали росту его судостроительного сектора. В этот же день Торговый представитель США инициировал расследование об использовании нерыночных механизмов, направленных на подрыв конкуренции в судостроительной отрасли.

"Нет сомнения в том, что Китай активно использовал нерыночные практики для развития своего судостроения... В 2000-х годах Пекин вложил сотни миллиардов долларов в свою судоходную и судостроительную экосистему. Предпринятые государством усилия помогли Китаю подорвать конкуренцию и потеснить бывших мировых лидеров", - пишет эксперт Центра стратегических и международных исследования Мэтью П. Фунайоле.

4. Теперь на долю китайских судостроителей приходится более 50% ежегодного производства торгового тоннажа, в 1999 году было 5%.

5. Больше всего пострадали Япония и Южная Корея, за последние десять лет их совокупная доля на мировом рынке судостроения сократилась с 55% до 40%. По всей видимости, тенденция подъёма Китая и падения Япония и Южной Кореи продолжится.

6. Развитие судостроения Китая представляет собой угрозу национальной безопасности США и их союзников. На китайских верфях производят не только контейнеровозы, балкеры и танкеры, но и военные корабли для китайских ВМС. Границы между коммерческим и военным строительством размыты, созданы верфи двойного назначения, на одной из таких появился самый мощный китайский авианосец "Фуцзянь" (третий по счёту). Компоненты авианосца производили на коммерческих мощностях, до авианосца в сухом доке размещался контейнеровоз иностранного заказчика. Подобный симбиоз ускорил военно-​промышленное развитие Китая.

Авианосец "Фуцзянь" на август 2020 года (увеличить)

-2

1 мая "Фуцзянь" приступил к первому этапу ходовых испытаний

-3

7. Одна Цзяннаньская судоверфь располагает большими возможностями, чем все американские верфи вместе взятые. Военные судостроительные мощности Китая в 230 раз больше, чем у США.

8. На верфях Китайской государственной судостроительной корпорации 64% заказов на торговые суда принадлежит иностранцам (2019-21), включая Францию, Японию, Швецию и Тайвань (Эвергрин).

9. Помимо перехода капитала на китайские верфи двойного назначения, некоторые иностранные организации также делятся важнейшими технологиями и опытом, которые повышают уровень судостроительного потенциала Китая, например, французская военно-​морская инженерная компания Газтранспорт и Технигаз.

10. Нет быстрого и простого решения проблемы конкуренции с бурно развивающейся судостроительной промышленностью Китая.

"На оздоровление ослабленной [судостроительной] промышленности США потребуются десятилетия, всё только начинается. Решающее значение будет иметь углубление сотрудничества с главными союзниками, включая таких лидеров отрасли, как Япония и Южная Корея. Также важно заручиться поддержкой других партнёров, которые обеспокоены военной экспансией Китая", - завершает свою статью аналитик Мэтью П. Фунайоле.

Автор - Владимир Маслов

Источник