Ниже обзор статьи эксперта Центра стратегических и международных исследования (США) Мэтью П. Фунайоле. Он признаёт стремительный подъём гражданского и военного судостроения в Китае, указывает на ничтожность возможностей США и призывает американские власти начать сотрудничество с Японией, Южной Кореей и прочими сателлитами. Традиционно звучат обвинения китайцев в нарушении "правил рынка", как в случае с производством электромобилей. Приведён любопытный факт: в настоящее на долю китайских судостроителей приходится более 50% ежегодного производства торгового тоннажа, а в 1999 году было только 5%.
Угроза китайской судостроительной империи
1. Китайская судостроительная империя стала очередным камнем преткновения для США и Китая.
2. Китай превратился в крупнейшего судостроителя в мире благодаря потенциально недобросовестной торговой практике, на что указывает администрация Байдена.
3. Байден пообещал 17 апреля "тщательно рассмотреть" действия Китая, которые способствовали росту его судостроительного сектора. В этот же день Торговый представитель США инициировал расследование об использовании нерыночных механизмов, направленных на подрыв конкуренции в судостроительной отрасли.
"Нет сомнения в том, что Китай активно использовал нерыночные практики для развития своего судостроения... В 2000-х годах Пекин вложил сотни миллиардов долларов в свою судоходную и судостроительную экосистему. Предпринятые государством усилия помогли Китаю подорвать конкуренцию и потеснить бывших мировых лидеров", - пишет эксперт Центра стратегических и международных исследования Мэтью П. Фунайоле.
4. Теперь на долю китайских судостроителей приходится более 50% ежегодного производства торгового тоннажа, в 1999 году было 5%.
5. Больше всего пострадали Япония и Южная Корея, за последние десять лет их совокупная доля на мировом рынке судостроения сократилась с 55% до 40%. По всей видимости, тенденция подъёма Китая и падения Япония и Южной Кореи продолжится.
6. Развитие судостроения Китая представляет собой угрозу национальной безопасности США и их союзников. На китайских верфях производят не только контейнеровозы, балкеры и танкеры, но и военные корабли для китайских ВМС. Границы между коммерческим и военным строительством размыты, созданы верфи двойного назначения, на одной из таких появился самый мощный китайский авианосец "Фуцзянь" (третий по счёту). Компоненты авианосца производили на коммерческих мощностях, до авианосца в сухом доке размещался контейнеровоз иностранного заказчика. Подобный симбиоз ускорил военно-промышленное развитие Китая.
Авианосец "Фуцзянь" на август 2020 года (увеличить)
1 мая "Фуцзянь" приступил к первому этапу ходовых испытаний
7. Одна Цзяннаньская судоверфь располагает большими возможностями, чем все американские верфи вместе взятые. Военные судостроительные мощности Китая в 230 раз больше, чем у США.
8. На верфях Китайской государственной судостроительной корпорации 64% заказов на торговые суда принадлежит иностранцам (2019-21), включая Францию, Японию, Швецию и Тайвань (Эвергрин).
9. Помимо перехода капитала на китайские верфи двойного назначения, некоторые иностранные организации также делятся важнейшими технологиями и опытом, которые повышают уровень судостроительного потенциала Китая, например, французская военно-морская инженерная компания Газтранспорт и Технигаз.
10. Нет быстрого и простого решения проблемы конкуренции с бурно развивающейся судостроительной промышленностью Китая.
"На оздоровление ослабленной [судостроительной] промышленности США потребуются десятилетия, всё только начинается. Решающее значение будет иметь углубление сотрудничества с главными союзниками, включая таких лидеров отрасли, как Япония и Южная Корея. Также важно заручиться поддержкой других партнёров, которые обеспокоены военной экспансией Китая", - завершает свою статью аналитик Мэтью П. Фунайоле.
Автор - Владимир Маслов