Найти тему
Логопед, дефектолог

Как узнать, есть ли у ребенка сенсорные или эмоциональные проблемы: Руководство для родителей

Оглавление

Развитие ребенка — это сложный и многогранный процесс, который может сопровождаться различными проблемами. Среди них особое внимание стоит уделить сенсорным и эмоциональным нарушениям, которые могут серьезно повлиять на поведение, обучение и социальную адаптацию ребенка. Понимание признаков этих проблем поможет родителям своевременно обратиться за помощью и начать необходимую коррекцию.

Сенсорные проблемы

Сенсорные проблемы связаны с тем, как ребенок воспринимает и обрабатывает информацию из окружающей среды через свои органы чувств. Эти проблемы могут быть как гиперчувствительными (гиперреактивность), так и гипочувствительными (гипореактивность).

Признаки гиперреактивности:

  1. Избегание прикосновений: Ребенок избегает обнимашек, не любит когда его трогают, или наоборот, реагирует чрезмерно на легкие прикосновения.
  2. Неприятие звуков: Остро реагирует на звуки, которые другие дети обычно не замечают: фоновый шум, гудение бытовой техники, голоса в толпе.
  3. Проблемы с одеждой: Выборочность в одежде по текстуре и наличию ярлычков, жалобы на "чешущуюся" ткань.

Признаки гипореактивности:

  1. Поиск сенсорных ощущений: Ребенок может часто биться головой, любит тесные и закрытые пространства, часто обнимается или давит на свое тело.
  2. Непропорциональная реакция на боль: Не реагирует на небольшие порезы или ссадины, которые обычно вызывают болезненные ощущения у других детей.
  3. Облизывание или вкусовые эксперименты: Частое облизывание различных поверхностей, попытки попробовать несъедобные предметы.

Эмоциональные проблемы

Эмоциональные проблемы у детей часто проявляются через изменения в поведении, настроении и общении с окружающими.

Признаки эмоциональных проблем:

  1. Изменения в настроении: Резкие и частые перепады настроения, депрессивные состояния или необоснованные взрывы радости.
  2. Отстраненность: Избегание социальных контактов, отказ от участия в семейных мероприятиях или играх с другими детьми.
  3. Агрессивное или саморазрушающее поведение: Агрессия по отношению к сверстникам, старшим, животным или самоповреждение.
  4. Тревожность: Чрезмерные страхи по отношению к обыденным ситуациям, боязнь разлуки с родителями, страхи перед школой или местами большого скопления людей.

Что делать, если вы заметили признаки?

  1. Дневник наблюдений: Записывайте все необычные проявления в поведении и реакции вашего ребенка, это поможет специалистам лучше понять ситуацию.
  2. Консультация с специалистом: Психолог, дефектолог или детский психотерапевт сможет оценить состояние ребенка и предложить возможные варианты диагностики и лечения.
  3. Поддержка и понимание: Окружите ребенка любовью и пониманием, избегайте стрессов и создайте благоприятную атмосферу дома.

Важно помнить, что раннее обнаружение и адекватное вмешательство могут значительно улучшить качество жизни ребенка и его семьи. Как родители, ваша поддержка и готовность к обучению — ваш вклад в будущее вашего ребенка.

Пообщаться с автором – можно в Телеграм канале, переходите по ссылке и подписывайтесь!