Как понять, что подростку нужна помощь в период сдачи ЕГЭ/ОГЭ, и как не бояться попросить ее?
К кому и с каким запросом можно обратиться?
Как правильно рассказать о своей проблеме?
Ваши дети знают ответы на эти вопросы? Знакомы ли они с методами самопомощи? Могут ли справиться с тревожным состоянием?
А вы, как родители, знаете и понимаете, как оказать ребенку поддержку в этот непростой период?
По моему опыту работы, часто родители вместо поддержки ребенка, оказывают на него эмоциональный прессинг. Одна моя клиентка, мама девятиклассника, говорила, что "начинает ходить по потолку", только при мысли об экзаменах. И сразу встает вопрос, кому здесь необходима поддержка больше, маме или сыну, и какую поддержку окажет мама, находясь сама в таком состоянии. Да и для помощи своему ребенку, необходим контакт, доверие и понимание. Есть ли все это в ваших отношениях с детьми?
Что сейчас чувствует ваш ребенок? Конечно волнение!
На что он нацелен? Самое основное, это показать наилучший результат. И не разочаровать вас, родителей.
Наверняка у вас уже есть план А, куда будет поступать ваш ребенок, и подсчитано необходимое количество баллов. А если что то пойдет не так? И баллов будет меньше, чем необходимо? Если ли у вас наготове план Б? Если нет, то обсудите его уже сейчас с ребенком, на случай если реальность не совпадет с ожиданием. Хорошо, когда есть приоритетное направление, и несколько вспомогательных. В современных реалиях ничего критичного не произойдет, потому что есть возможность получить сначала одну специальность, попробовать себя в ней. Почувствовать насколько это твое..Затем, всегда можно что то поменять. Получить несколько профессий, и образований. Развить soft skills и hard skills.
Будьте терпимыми с ребенком в период подготовки и сдачи экзаменов. Чаще будьте рядом, когда это необходимо, оказывайте поддержку, обнимите, успокойте, выслушайте.
Создавайте и поддерживайте рабочее настроение ребенка. Комфортные условия для подготовки, регулярное питание (4-5 раз в день желательно полезную еду , в том числе овощи, фрукты, мясо, супы, каши….), сон 7-8 часов. Помните, что ребенку необходимо время на отдых и восстановление.
Интересуйтесь состоянием ребенка и так же старайтесь контролировать проявление собственных эмоций. Ведь дети всегда чувствуют состояние родителей. Будьте спокойнее. Ваше спокойствие поможет вашему ребенку справиться со своими эмоциями. Помогите ребенку найти подходящий способ снятия напряжения.
Демонстрируйте ребенку свою любовь и поддержку.
При получении ожидаемых результатов, обязательно похвалите ребенка! Поделитесь с близкими. Ребенку будет приятно признание его успехов.
Если же результаты не те, на которые вы рассчитывали, вспомните про план Б и возможно у вас есть и план С и много еще других планов, которые вы заранее обсудили. Из любой ситуации есть выход. Не высказывайте ребенку свое недовольство, а поддержите его. В случае необходимости всегда можно обратиться к помогающим специалистам.
И немного полезных рекомендаций которые вы сможете передать вашим детям.
Чтобы найти наиболее эффективные способы подготовки к экзаменам, которые подойдут конкретно вам, а также снизить уровень волнения в самый ответственный момент, вы можете последовательно пользоваться этими подсказками в вопросах самоорганизации
- Составляйте с вечера план работы на следующий день
- Несколько раз проигрывайте ситуацию экзамена дома (с часами и бланками для ответов)
- Опирайтесь на полученный ранее опыт подготовки и написания контрольных работ
- Используйте утреннее время для подготовки сложных вопросов
- Повторяйте прочитанный материал не менее четырёх раз
- При подготовке изучайте все вопросы, не пропуская легкие
- Составляйте планы ответа и планы по изучению материалов
- Готовьте собственные конкретные вопросы перед консультацией
- Определить, как вам удобнее заниматься — в гpyппe или в одиночку (успехи
одноклассников вас мотивируют или раздражают?)
Рекомендации по заучиванию материала:
Главное - распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
Внимательность — это важнейший ресурс при сдаче экзамена. Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в любом деле: работе, игре, спорте, учебе, и конечно в запоминании информации. Внимательность — сложившееся качество личности. Развить внимательность можно если
тщательно проверять написанное или сделанное и учиться искать свои ошибки, работать
по плану, регулярно делать перерывы и т. д. Для развития внимательности можно
использовать разные упражнения, например:
Упражнение №1. Ищи цвет. Как проснешься, выбери любой цвет, например, зеленый. И дальше отмечай все зеленые предметы, которые встретишь в течение дня: зеленая сумка у одноклассницы, три зеленые машины, припаркованные возле школы, зеленые стены в коридоре и т. д. Правило одно: количество предметов нельзя записывать, его нужно держать в уме.
Упражнение №2. Фокусируйся на звуках Попробуй выполнить это упражнение на улице, в транспорте, на перемене или в школьной столовой -везде, где много источников шума. Закрой глаза и сосредоточься на звуках: что ты слышишь? Определяй источники звука, отделяй разные шумы друг от друга. Фокусируйся на звуках в течение 5 минут. Можешь считать, сколько разных звуков тебе удалось опознать.
Техника «Квадрат Декарта» позволяет рассмотреть ситуацию с четырех разных точек зрения. Выполнять ее лучше всего письменно. Вопросы кажутся похожими, и на некоторые из них у вас могут всплывать одинаковые ответы. Но это - четыре наблюдательные точки, которые позволяют взглянуть на вашу цель с четырех разных сторон, и получить объемное представление о ней.
Для этого необходимо разделить лист бумаги на четыре части и в каждую вписать соответствующие вопросы и свои ответы, которые актуальны только для вас.
Что случится, если я сдам успешно экзамен?
Что случится, если я не сдам успешно экзамен?
Что не случится, если я сдам успешно экзамен?
Что НЕ случится, если я НЕ сдам успешно экзамен?
Волнение и как с ним справиться
- Работа с телом: представьте себе сильно испуганного человека - голова, вжатая в плечи, сутулость, общая «скомканность». Вряд ли такую позу можно назвать позой победителя! А теперь примите позу уверенного в себе человека: выпрямляемся, расправляем плечи, приподнимаем голову и улыбаемся! Есть разница? Должна быть!
- Если чувствуете, что приходит тревога, трясутся руки, можно закрыть глаза и подышать: представить, что в животе воздушный шарик и вы его медленно надуваете и сдуваете. Дыхание животом замедлит ваш сердечный ритм и снизит уровень тревоги. Или дыхание на счет: 1–4 вдох, 5–7 задерживаем, 8–11 выдыхаем.Или дыхание на 2. Вдох-вдох-выдох выдох…..вдох вдох –выдох-выдох…повторяем
- Сильно сжать кулаки, представив, как в них концентрируются все сильные эмоции, и разжать как бы «снижая» их концентрацию, отпуская их. Повторить несколько раз.
Или, - сядьте поудобнее, представьте, что у вас в каждой руке лимон. Сожмите лимон в руках так, чтобы из него потёк сок. Сожмите ещё крепче, с максимальным усилием. Задержитесь в таком положении. Теперь свободно стряхните руки как плётки.
Можно еще «стряхнуть» их(эмоции) со всего тела. Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места, и начните отряхивать ладони, локти и плечи. Потом отряхните свои ноги — с носков до бёдер. А затем потрясите головой.
- Подумать о том приятном, что ждет вас вечером после экзамена (прогулка с другом, вкусный ужин, любимый фильм и т.п.). Лучше, если вы запланируете это заранее, чтобы мысль об этом событии вас поддерживала.
- Следующий способ называется метод «5-4-3-2-1». Его суть заключается в том, чтобы отвлечь наше сознание от негативных мыслей, от излишнего волнения и помочь организму успокоиться и сконцентрироваться.
- Посмотрите вокруг себя и отметьте пять предметов (вы можете назвать их про себя, описать их форму, цвет и т.д.)
- Выделите четыре звука, которые вы сейчас слышите
- Потрогайте три вещи, чтобы ощутить прикосновения тела к различным предметам (не обязательно трогать что-то руками, можно ощутить пол под ногами или то, что касается спины, например, стул)
- Уловите два запаха, которые вас окружают (запах, который идет с улицы, запах чьих-то духов и т.д.)
- Ощутите один вкус, который вы чувствуете сейчас во рту.
Оказываю помощь и поддержку как подросткам, так и их родителям в период подготовки и сдаче ЕГЭ/ОГЭ. Так же, продолжаю вести прием по детско-родительским отношениям, как личный, так и онлайн.
Автор: Тараненко Светлана Геннадьевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru