В середине 1990-х годов режиссер Александр Рогожкин снял одну из самых любимых российскими зрителями современных комедий, которую разобрали на цитаты. Но это не просто уморительно смешной фильм с запоминающимися образами, но и философская притча о русской душе. Так что же в ней особенного?
Во время сочинения сценария фильма Рогожкин не подозревал, какой ошеломительный успех будет иметь его новая картина. До «Охоты» он снимал серьезные авторские фильмы, которые сегодня критики назвали бы арт-хаусом. Народных комедий среди них точно не было.
Режиссер планировал создать кино-байку о поездке на охоту дружеской мужской компании, состоящей из представителей разных профессий. Руководит всем процессом генерал Михалыч, которого великолепно сыграл Алексей Булдаков, впоследствии получивший «Нику» за исполнение лучшей мужской роли.
Друзья запаслись водкой и в бодром настроении отправились на кордон к егерю Кузьмичу – практически сказочному персонажу, разговаривающему на иностранном языке, которого он не знает, выращивающего ананасы на огороде в северных районах России, медитирующего под Луной в японском саду камней и т.д. Он познакомился с финским студентом Райво, которого охотники взяли с собой, чтобы иностранец узнал, что такое настоящая русская охота.
До Рогожкина в «перестроечном» кино и фильмах «лихих девяностых» показывали либо полную «чернуху», либо голые тела, либо криминальные разборки. Александр Владимирович сумел создать кино «легкого» жанра с глубоким философским подтекстом.
Он вывернул наизнанку русскую душу и, показывая стереотипы, тем самым избавлялся от них, высмеивая представления американцев и европейцев о России, как о стране сильно пьющих вместе с медведями мужиков и доступных женщин.
Оказалось, во время застолья они могут поговорить на философские темы и емко выразить мысль в краткой фразе, которая тут же уйдет в народ.
По своей сути, егерь Кузьмич – буддист, хиппи и отшельник со своим внутренним миром, а водка помогает ему вернуться на грешную землю, чтобы полностью не уйти в астрал и не оторваться от глубинных корней своего народа.
Первый фильм Рогожкина из «национального» цикла даже нес в себе просветительскую миссию в виде исторических вставок о традициях русской охоты с участием тех же актеров, но в образах говорящих по-французски дворян и их окружения. В следующих частях франшизы такие отсылки к прошлому уже отсутствовали.
После успеха фильма в России начала активно развиваться кинокарьера финского актера Вилле Хаапасало, который чаще снимался в нашей стране, чем у себя на родине.
Удачно сложились творческие судьбы Алексея Булдакова, Семена Стругачева и Виктора Бычкова, талант которых раскрылся с разных сторон во многих других фильмах.
Рогожкин снял «Особенности национальной охоты», но не захотел участвовать в расширении франшизы, которая пополнилась многими другими картинами с тем же актерским составом, но в постановке других режиссеров.
Успех «Особенностей национальной охоты» не смог повторить ни один последующий фильм из этого цикла, хотя интересных моментов в других картинах было много. Эта притча стоит особняком в творческом наследии Александра Рогожкина и истории нового российского кино.
Многие режиссеры пытались осмыслить русскую душу и национальный характер, но так легко, весело и задумчиво больше не получилось ни у кого. Или я ошибаюсь? Хотелось бы узнать ваше мнение.
Ещё популярные статьи:
Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.
Хорошего вам дня.