Когда я начала читать об этой истории, у меня разве что волосы на голове не шевелились. Никогда бы не подумала, что люди могут быть такими эгоистичными и подлыми. Но давайте расскажу по порядку.
Лёгкий маршрут
Популярный поход длительностью в несколько дней. Маршрут начинается в плато Лаго-Наки (Адыгея), проходит через реки, озёра, гору Фишт и заканчивается на подходе к Чёрному морю в районе Дагомыса. Никаких сложных условий: лёгкие подъёмы и спуски, стоянки и ночёвки в живописных местах, начало сентября, по меркам Кавказа, — ещё лето.
53 человека, большинство из которых неподготовленные люди, находящиеся в горах впервые. Да здесь и не нужна подготовка: 52 км за 3-5 дней, справиться может любой подросток.
53 человека в одной группе — это уже много. Да ещё и инструкторов не хватает — в Советском Союзе только-только начинается популярность треккинга. Обычные люди теперь приезжают на юг не только чтобы позагорать на море или насладиться кавказской кухней.
Советским гражданам становится всё интереснее выйти из зоны комфорта и попробовать себя в необычных и порой сложных условиях.
Так же думали и участники того похода. Они приехали из разных местечек Советского Союза: кто-то из Закарпатья, кто-то с Урала. Их довезли до точки сбора на автобусах, выдали необходимый инструмент, рассказали, как себя вести в горах, пользоваться верёвками и ножами, что можно делать, а что нельзя.
Но большинство отдыхающих отнеслись к походу легкомысленно. Они были уверены, что погуляют по горам, посмотрят на окружающую красоту и, конечно же, приятно отдохнут. Не без выпивки. Ведь поход – приятная возможность посидеть около костра, поесть походной каши, выпить и спеть песни под гитару. Если повезёт, то найти хороших знакомых. Поэтому зачем нужен инструктаж? Ничего же не случится.
Тем более главой 93-й группы был инструктор Алексей Агеев — школьный учитель с большим опытом походов разной сложности. Помогали ему два студента Донецкого сельхозинститута — Ольга Ковалёва и Алексей Сафонов. Ребята один раз ходили с Агеевым по этому маршруту, заслужили его доверие, и он взял их себе в помощники.
Три инструктора на полсотни туристов — немного. А перед началом похода Агеев вообще уехал: у него начался новый учебный год, и он оставил группу на двух студентов. Они должны управлять 51 взрослым человеком.
Начало
Алёша и Оля разбили группу на две подгруппы, и 9 сентября они вышли с турбазы «Кавказ». Цель — приют «Тепляк». Группа без проблем добралась до приюта, никаких сложностей, все довольны и под впечатлением от окружающей красоты. Вечером устроили праздничный ужин, где участники познакомились друг с другом поближе.
Не обошлось без развлечений и алкоголя. Но инструкторы не были против — маршрут лёгкий, все вроде бы адекватные взрослые. Всё же они тут отдыхают. Ужин затянулся, и поэтому 10 сентября встали позже положенного времени. Сборы и завтрак заняли ещё пару часов. В итоге они отправились дальше с задержкой в три часа.
Днём погода начала портиться: пошёл небольшой дождик, температура стала резко снижаться. Некритично для этого времени года — у каждого участника есть тёплые вещи. Правда, по такой погоде идти немного некомфортно. Молодые инструкторы задумались, что делать: идти дальше или вернуться в приют «Тепляк».
Был бы у них опыт, они бы сразу повернули обратно. Местность окутал запах снега — предвестник скорого урагана. Но группа пошла дальше. И на открытом склоне горы Гузерипль их застала метель.
Пара инструкторов допускает вторую ошибку: они при всех членах похода начинают обсуждать и спорить, что делать дальше. В группе началась паника, туристы поняли, что на студентов нельзя положиться. И начался раскол.
Каждый сам за себя
Несколько молодых мужчин с военным опытом и физической подготовкой взяли инициативу на себя. Они предложили пойти к лесу, который был в полукилометре от группы. Там было легче спрятаться от урагана. И группа раскололась. Одни туристы пошли за парнями, сошли с тропы и оказались в глубоком снегу. Высота, ветер, холод, глубокий снег — через пару сотню метров люди выдохлись, и некоторые из них стали просить помощи, увязнув в сугробах.
Ольга Ковалёва отвела «послушных» туристов к пастушьему балагану, который находился рядом.
Алексей Сафонов пошёл собирать остальных участников группы. К счастью, он подобрал нескольких, дошёл с ними до леса, где они собрали дрова и разожгли костёр. После парень отправился искать остальных.
Инструктор привёл несколько девушек. Но то, что он увидел на временной стоянке, повергло его в шок. Никто не стал поддерживать костёр, тот погас, дров нет. Поникшие мужики прижались друг к другу и сидят. Они сдались. Но студент смог привести их в чувство, заставить собрать дрова и разжечь костёр.
После — ещё одно событие. Мужики не подпустили к огню девушек, они сами силой заняли места. В свою защиту они говорили, что: «Выжил тот, кто хотел выжить».
Один из туристов, Никитенков, так вспоминает это:
"Несколько крепких мужчин отказывались оказывать помощь тем, кто чувствовал себя плохо. Валерий Баштовой и Алик Старосельский вели себя нагло, отталкивали слабых от костра…"
Вторая часть дошла до пристанища пастухов, но инструктор Оля временно ослепла из-за ледяного снега. В балагане было два пастуха — Владимир Крайний и Виталий Острицов и собака. Они пошли искать тех, кто заблудился. Виталий собрал два десятка туристов, привёл их в балаган, нашёл нескольких девушек, вернулся на стоянку, позвал парней из группы, чтобы они помогли, но те отказали, как и Сафонову.
Точнее, они вышли, погуляли рядом для вида, но далеко, где были пострадавшие, не пошли. Пастух спас нескольких человек (одну девушку нёс на себе), но остальных не смог.
А вот главные зачинщики спокойно добрались до леса, разожгли костёр и наелись тушёнки. Ураган с метелью они там легко переждали, помогать никому не стали, хотя слышали крики о помощи.
Метель продолжалась и на следующий день. К балагану пастухов подошла группа № 94. Она шла следующей. Инструкторы узнали о трагедии, развернули группу и вернулись в «Тепляк». Своих туристов они оберегли от опасности, но вот никому не помогли из 93-й. Остался только инструктор Галина Кузмикина, которая помогла пастухам найти пару человек.
Что в итоге?
Спасатели операцию начали поздно, поскольку их целые сутки не оповещали о трагедии. Они спасли только Светлану Вертикуш, которая три дня укрывалась под пихтой в самодельном шалаше. Она ничего не ела, потому что осталась без рюкзака. Ходила вокруг своего шалаша, это ей помогало согреваться. Вместе с ней был Михаил Осипенко, который вышел за пропавшим рюкзаком, но сорвался в пропасть. Его тело нашли спустя 9 дней.
Итог: 21 погибший из 53. Возраст самого молодого туриста — 18 лет, самого старшего — 48 лет. Показательна история молодой девушки Дины. Она без сил лежала в снегу, умоляла туристов помочь ей, говорила, что у неё двое малышей дома. Хотя рядом были мужчины и женщины, они ей не помогли, боролись лишь за свои жизни.
Версию этих событий от одного из инструкторов, ходивших по маршруту 30, можно прочитать вот тут - https://svastour.ru/kavkaz/1975.htm
Уголовные дела возбудили против чиновников и руководителей турбаз. А вот людям, которые не помогли тем, с кем они были в походе, ничего не грозило. Юридически они не нарушили закон, ведь боролись и за свои жизни, а статья «Оставление в опасности» не подходит под этот случай.
Молодые инструкторы тоже избежали наказания. Официально они не были должностными лицами, поэтому ответственности на них никакой. Да и все туристы, которые были с двумя молодыми инструкторами, выжили.
После этой трагедии маршрут №30 изменился. Участок через приют «Тепляк» убрали.