Найти тему

О КРТ без прикрас и предубеждений… Новая карта в колоде – оператор… Будет ли польза?

Здравствуйте, дорогой читатель! Спасибо за внимание к каналу.

Напомню еще раз, на всякий случай: КРТ (комплексное развитие территорий) – новое (по крайней мере, по форме) направление в градостроительной деятельности, появившееся в отечественной практике после принятия в декабре 2020 г. Закона РФ

Не раз мне приходилось говорить и писать, в том числе, и в этом канале о том, что полностью доверять реализацию проектов КРТ нельзя. У бизнеса – свои интересы – коммерческие, и действовать он всегда будет, преследуя именно их. Поэтому привлекать бизнес можно лишь как исполнителя, но никак не как лицо, принимающее решения о выборе территории, направлениях и условиях ее развития и т.д.

Принимать решения относительно КРТ, и , естественно, нести за них ответственность должны органы государственной и муниципальной власти, по определению, являющиеся представителями общества.

Что же до инициативы, то, строго говоря, она может исходить от любого заинтересованного лица – от представителей бизнеса, населения, органов власти и пр. Но инициатива - не решение. А решение должно приниматься именно представителями общества, и сходя из его – общества – интересов. Т

Так что общая схема действий может выглядеть примерно так: инициатива – экспертиза инициативы – обсуждение с населением – разработка условий - принятие решения – приглашение бизнеса в качестве исполнителя.

Это, конечно, очень кратко и упрощенно. На деле есть еще целый ряд важных моментов: согласование с собственниками, разработка экономико-пространственной модели, мастер-плана и пр., но общая последовательность именно такова. В ней, как нетрудно заметить, три основных участника: органы власти, население, бизнес.

И вот относительно недавно, в конце 2023 г. Государственной Думой РФ принимается 627 -ФЗ, подписанный Президентом РФ 25 декабря 2023 г. которым вводятся новые поправки в Градостроительный Кодекс РФ и ряд других законов РФ. Поправок довольно много, но главное – вследствие их появляется новый для механизмов КРТ субъект – «оператор комплексного развития территории». Кто это и за кого он «играет»?

Само понятие «оператор» уже довольно часто встречается, в том числе, в жилищно-коммунальной сфере: оператор капитального ремонта, мусорный оператор и пр. Теперь в этой компании появляется и оператор комплексного развития (оператор КРТ). Для чего он нужен и чем будет заниматься?

Описание этого нового субъекта и его функций содержится во вновь вводимой статье 71 Градостроительного Кодекса РФ. Если отбросить излишний официоз, то, коротко говоря, это юридическое лицо с доминирующим участием государства или муниципалитета (более 50% в уставном (складочном) капитале). Что же касается функций, то из Кодекса понятно только то, что при наличии соответствующего решения исполнительного органа власти и соглашения между оператором и органом власти, именно оператор принимает решение о проведении торгов на право реализации проекта КРТ и заключает договор с победителем торгов.

Откровенно говоря, в таком виде ничего особенно нового введение в механизм КРТ новой структуры больше походит на создание «фирмы-прокладки», ничего нового, по существу, к механизму КРТ не добавляя.

Механизм КРТ нуждается, на мой взгляд, не в косметическом ремонте, в кардинальном пересмотре принципов функционирования и распределения функций между участниками процесса.

Оператор КРТ может занять реально важное место в этом процессе, если будет ясно определена его ответственность за реализацию проектов КРТ как представителя органов государственной и муниципальной власти, характер отношений с инвесторами и населением, четко и прозрачно прописаны механизмы принятия решений. Пока всего этого не видно, к сожалению.

Спасибо за внимание! Буду рад Вашим комментариям, предложениям, вопросам, лайкам/дизлайкам.

С наилучшими пожеланиями. С.Максимов