1,6K подписчиков

Достоверность мемуаров и право автора на домысел в книге

Когда мы пишем книгу воспоминаний, то прикидываем, как наряду с пересказом фактов придать книге занимательности, чтобы вызвать эмоции у читателей. И надеемся, что читатель задумается и о собственной его жизни. Но среди читателей есть особенная группа – это историки! Они рассматривают мемуары с позиции науки, как «источники личного происхождения» или эго-документы, и спорят о том, насколько достоверны эти источники. Должны ли авторы мемуаров оправдывать ожидания историков, доводя свои произведения до абсолютной документальности? Или все же допустима некоторая вольность изложения фактов?

фото из интернета
фото из интернета

Эго-документы и доверие к ним

Взгляд историков. К это документам прежде всего относят документы, созданные отдельным лицом: это дневники, письма и мемуары. У этих документов разная степень достоверности и разные варианты использования. Дневники и письма часто служат опорными точками в мемуарах.

Дневники

Дневники многообразны по своей тематике. Это и повседневные дневники подростков и взрослых, и ситуативные дневники, и записки путешественника, и дневник личной болезни. Они, как правило, пишутся параллельно с происходящими событиями, отражают хронологию и сопутствующие обстоятельства. Историкам легче всего их датировать, поэтому дневникам больше всего доверия.

фото из интернета, vk.com/wall-23706251_932
фото из интернета, vk.com/wall-23706251_932

Современные же интернет-дневники, исследователи сравнивают с «альбомами» прошлого, куда было принято писать комментария ручкой с чернилами. Теперь наши комменты прилетают через сетевые пути-дороги и остаются под постами электронных дневников в виде лайков и эмодзи.

Письма

Хотя письма отчасти похожи на дневники, так как тоже отражают недавние события, доверия им меньше. Бумажные дневники чаще писали «для себя», но позже их раскрывали для всех, если дневники "для себя" переживали авторов. Письма же изначально пишутся для другого. И тут возможны разные варианты «правды», как искренние письма, так и что-то скрывающие или даже умышленно искажающие.

фото из интернета, сайт prorisunki-ru
фото из интернета, сайт prorisunki-ru

Вспомним, что письма с фронта, например, часто проходят цензуру (на рисунке выше мы видим штам цензуры), а потому их достоверность сразу ставится под вопрос. И гражданские письма могут умышленно искажаться, например, для того, чтобы не волновать родственников плохими известиями или достигать иных целей. Тем не менее, когда исследователям попадает в руки переписка двух сторон, то ценность таких писем для истории возрастает.

Мемуары

Наконец, предмет нашего главного интереса – мемуары! Принято считать, что они отражают действительность с наибольшим искажением. Во-первых, мемуары чаще пишутся о прошлом. Когда случившиеся события уже частью переосмыслены, приобрели значение более важное или ослабленное в сравнении с моментом, когда происходили. Во-вторых, так или иначе, автор, описывая себя в мемуарах, неизменно рисует свою личность более значимой, чем он мог выглядеть в глазах других в прежнее время. А описывая исторические события, опирается на те неполные знания, которые мы имеем по любому, почти, вопросу. В недавнем посте, где я писала о наградах– военных и юбилейных – своей мамы, участницы ВОВ, меня почти поколотил один знаток военных наград. Он упрекал меня в том, что я не так и не точно написала о сроках введения юбилейных наград, а также заявлял, что награждение всех участников ВОВ Орденом ОВ обесценивало сам орден.

Комментарий к моей предыдущей статье
Комментарий к моей предыдущей статье

Однако я смотрела с позицией эмоциональной, описывая то, как я запомнила восприятие мамы данной награды. И писала не научную статью, а всего лишь заметки в блоге. Если бы я писала книгу о жизни моей мамы во время войны, то обязательно посмотрела бы и архивные документы по этому вопросу. Потому так важно понимать, о ком и для чего мы пишем книгу своих мемуаров. И какие именно мемуары пишем.

Мемуары: документ или художественная литература?

Ознакомившись с взглядами историков, критически относящимся ко всем эго-документам, а к мемуарам особенно, я стала думать, как самой относиться к тем мемуарам, которые я написала или еще напишу. Считать их документом или произведением беллетристики? Обнаружила, что историки давно разделили мемуары на категории и сама, пусть с опозданием, пригляделась к ним.

Наткнулась в сети на разные классификации.

1. Разделение по содержанию воспоминаний

  • Мемуары о важных исторических событиях
  • Автобиографии: истории о своей жизни
  • Мемуары в форме литературной записи

Два первых направления – событийные мемуары и автобиографии – иногда пересекаются. Так бывает, если мемуары пишут действующие руководители государства или публичные творческие персоны, чья карьера еще на пике. Однако их «воспоминания» порой слишком близки к настоящему моменту, они пишут о горячих или актуальных событиях дня, а не далекого прошлого. В них заметно манипулирование настроениями избирателей, агитации за свои взгляды, или реклама деятелей культуры.

Фото из интернета, календари
Фото из интернета, календари

Все же заметный временной интервал между событиями и временем их описания идет на пользу достоверности описанного. Воспоминания о недавнем прошлом, о «сегодняшнем дне» часто превращаются в публицистику.

И наконец к мемуарам с литературным акцентом можно отнести автобиографии с художественным домыслом (автофикшн) или художественные романы о деятелях прошлого.

Теперь взглянем на другой вариант классификации:

2. Акцент на личности того, кто писал

  • Государственные и общественные деятели
  • Торговцы-промышленники
  • Деятели науки и культуры
  • Духовные лица
  • Военные

Политики и руководители государства, фото из интернета
Политики и руководители государства, фото из интернета

В мемуарах авторов, выводящих на первый план свой высокий статус, мы находим обычно достаточно точные данные в их сфере, но приблизительные в событиях, касающихся остальной жизни и других деятелей.

Остановимся на этих главных классификациях, предлагаемыми историками. В первом приближении они помогают выявить степень достоверности мемуаров как эго-документов. И в следующем пункте посмотрим на мемуары под другим углом - взглядом пишущих мемуары.

С чего начать писать мемуары

Итак, посмотрим на мемуары со стороны писателей. Как нам выбрать подходящий вариант изложения, если мемуары пишем мы сами, вне зависимости от наших карьерных достижений и профессии по жизни? Обязаны ли мы говорить правду, ничего кроме правды, или можем что-то и домыслить? Для ответа на этот вопрос прежде всего определим, кто у нас будет главным героем. Тогда и будем выбирать стиль своей книги.

Мемуары ради осмысление глубин своей жизни

Рассмотрим наиболее полный вариант описания своей собственной жизни – мемуары-автобиографию. Здесь главным стержнем является развитие нашей личности, внутренней жизни человека. Кем был, кем стал, почему (в этому типу можно отнести и мои мемуары «Половинка чемодана, или Писателями не рождаются»). Она построена с опорой на психологические моменты личности (в моем случае - на «внутреннего ребенка»). Можно выбрать другие внутренние субличности, «голоса», ваши непроявленные черты характера (хотел быть учителем, воином, геологом, но сложилось по-иному), которые не реализовались в полной мере, но влияют на характер, на течение жизни.

Галина Врублевская, "Половинка чемодана, или Писателями не рождаются". Фото автора статьи
Галина Врублевская, "Половинка чемодана, или Писателями не рождаются". Фото автора статьи

В такой своей книге вы будете главным персонажем, будете говорить от своего «я» и рассматривать все случившиеся события своей жизни и нереализованные мечты. Другие люди, удостоенные попасть в ваши мемуары, лишь отражают какие-то эпизоды вашей жизни или черты характера. Из документов в такие книжки можно выложить и документы об образовании или работе, свои почетные грамоты, разные значимые для вас справки. И конечно же, свои фотографии разных лет, а также групповые фотографии вас вместе с другими людьми.

Ваши воспоминания об известных людях

Здесь главный акцент на истории жизни других людей. Рядовой писатель пишет о более именитых писателях, спортсмен – о выдающихся чемпионах, помощник видных руководителей страны о жизни и событиях, связанных с этими людьми. Свое «я» желательно сделать как можно менее заметным. Вы – лишь летописец великих! Поэтому уместно размещать в книге и архивные документы, и какие-то указы-приказы давних лет, касающиеся эпохи и других людей. Фотографии возможны и героев истории, и ваши с ними. Но ваши отдельные фото возможны лишь как исключение из общего правила.

К таким мемуарам требования достоверности выше, чем к вашим личным, поэтому желательно опираться на сказанные или где-то опубликованные заявления действующих лиц, газетные публикации, цитаты из публикаций.

Мне показалось интересным из таких мемуаров книга Ирины Одоевцевой, подробный отзыв о которой я написала на своем канале.

Из воспоминаний о политиках читала когда-то книгу Александра Коржакова о Ельцине, но здесь ее не разбирала. Да и забыла уже подробности.

Обложка книги Александра Коржакова о Ельцине, фото из интернета
Обложка книги Александра Коржакова о Ельцине, фото из интернета

Истории жизни родителей и ваших предков

Эта форма мемуаров получила особое развитие в сегодняшние дни. Рассказанные события опираются как на устные рассказы родственников старшего поколения, так и на эго-документы родных (письма, дневники, трудовые книжки, наградные удостоверения), а также на архивные справки и выписки.

В таких мемуарах личного «я» автора почти нет. Более того, предупредив читателя, вы можете вести воспоминания от «я» персонажа воспоминаний. И это будет в какой-то степени уже литературный прием, если воспоминания бабушки, бывшей девочкой во время далекой войны, вы будете вести как бы от лица той девочки. Например, «Однажды тетенька везла санки по замерзшему Ленинграду, и на них лежало тело старика. Я стояла и долго смотрела».

Но если вы описываете чьи-то относительно недавние воспоминания, например, о жизни в 90-е, то так лучше не экспериментировать. Еще слишком много живых свидетелей этого времени, и разговор от вымышленного «я» вашей мамы или отца может оказаться, в речевом плане, не слишком совпадающем с лексикой тех лет.

И в заключение напомню еще раз о мемуарах-автобиографиях.

Свою жизнь надо описывать с разных сторон: включать и описание событий, и внутренние переживания, связанные с ними – только тогда книга будет интересна и читателям!

Пример передачи личных эмоций у меня приведен в следующей статье ( с опорой на отрывок из личной книги-автобиографии "Половинка чемодана ...").

А в другой моей мемуарной книге (Прощай, "почтовый ящик"!), где я рассказываю о буднях в НИИ, моя личность меньше отражена. В статье, посвященной этой книге, я рассказываю, какими приемами воспользовалась, когда писала те воспоминания.