Найти тему
Торжество православия

Пить или не пить – вот, в чем вопрос. Только вопрос, на самом деле, не в этом.

Современные христиане знают, что Церковь не возражает против умеренного употребления вина. Есть даже много высказываний по поводу того, что виновато не вино, а чрезмерное его употребление.

Но гораздо меньше замечают другие высказывания Святых Отцов, которые говорят и пишут, что лучше не пить, чем пить, пусть даже и умеренно.

Пьет человек или не пьет - не это главное. У всех разное отношение к употреблению спиртного. Одному мальчику добавляли немного крепкого алкоголя в молоко, так он засыпал. Из-за этого, когда он вырос, пристрастился к алкоголю. Переходите по ссылке в наш телеграм канал и читайте продолжение о том, как монах с помощью молитвы лечился от пьянства, https://t.me/molitvaikona/11005 .

Гораздо важнее понять причину употребления.

Одно дело когда люди, как и молодожены употребляет немного вина, и то по поводу, отличаясь умеренностью в питии.

Но другое дело, когда люди знают свои немощь и начинают выпивать.

-2

Страсть одна рождает другую. Даже у того, кто владеет собой, страсти все-равно возобладают человеком и начинают проявлять, будить ту, которая стала бы для него погибельной. Выпив вина, человек находится в изменённом состоянии, в котором ему легче соблазниться.

Словом хочется выпить пожалуйста, никто не запрещает.

Но апостол Павел ещё много чего писал. О подвижничестве, об ответственности: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает».(Рим.14,21). Но выбираем мы то, что нам нравится. Сильным в вере апостол предлагает не есть мяса, и не пить вина. Дабы не соблазнить своего немощного брата.

Человек даже не должен пить там и с тем, кто соблазняется.

Желательно воздерживаться не потому, что это зло, а потому, что это соблазняет. Словом претыкается показал, что он ослеплен; ибо претыкаются слепые. А соблазняется он как легкомысленный, изнемогает же как маловерный. Всем этим привлекает сильнейшего к помощи брату, как совершенно немощному».
-3
Святитель Тихон Задонский пишет: «Пьяный человек способен на всякое зло, идет на всякие соблазны. Тот же, кто так его угостил, становится участником и всех его беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял бы».

Никто из святых отцов не запрещает пить вино, но все рекомендуют, что лучше не пить, чем пить. Но есть даже прямой запрет, в конкретной ситуации конкретным людям. Например: «Вина горячительного и прочего хмельного питья, от которого пьянственная бывает страсть, запретить пить. А если кто будет пить, хотя и пьян не будет, но замечен будет, что пил, штрафовать». (Святитель Тихон Задонский). Этот запрет не всем, а семинаристам, но всё же запрет. Святитель Тихон ответственно подходил к воспитанию семинаристов.

И мы не виноваты, что выпили, но виноваты тем, что наш личным примером стали причиной погибелью или только началом ее для другого.

Можно выпивать, но не думайте, что христиане будут носить в себе Святого Духа. У кого есть вино, то одновременно наполненным Святым Духом он не может.

Так об этом говорит святитель Игнатий Брянчанинов словами преподобного Исаии, египетского отшельника: «Любящие вино никогда не сподобятся духовных дарований: эти дарования, чтоб пребыть в человеке, требуют постоянной чистоты, возможной только при постоянной трезвенности».

«Не упивайтеся. Но как положить меру, с которой начинается упивание? Христианам скорее идет - совсем не пейте, - разве только в крайностях, - в видах врачевания. Конечно, не вино укоризненно, а пьянство; но огонь в кровь влагается и малым количеством вина, и прибывшее от того развеселение плотское развевает мысли и расшатывает нравственную крепость. Какая же нужда ввергать себя в такое опасное положение? Особенно когда сознается, что всякую минуту времени надобно искупать, а этим поступком не минуты, а дни отдаются даром врагам, и добро бы даром, а то еще с приплатою? - Так, строго судя, винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан». (Феофан Затворник. Толкование на посл. Ефесянам, 5,18).