Найти тему

НОВАЯ РУССКАЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ Как она меняется в российской массовой культуре

Дискуссии на тему того, какой должна быть женщина, ведутся бесконечно. Большую роль в формировании концепции женственности играет массовая культура: кино, СМИ, модные журналы, реклама. При этом параллельно все это еще и отражает социальные процессы, трансформацию ценностных ориентиров, определяющих, как выглядит, строит отношения, карьеру, находит баланс между работой и личной жизнью современная женщина.

Профессор факультета креативных индустрий Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор в области семиотики культуры Людмила Запорожцева исследовала репрезентацию стратегий женственности в российской массовой культуре в четырех аспектах: внешность, карьера, отношения и дети. Научно-образовательный портал НИУ ВШЭ рассказывает о результатах исследования.

Людмила Запорожцева изучила, как менялся образ российской женщины за последние 30 лет. Например, как женщины переходили от обязательных каблуков к вездесущим кроссовкам. Или от всепоглощающей ролевой модели карьеристки или домохозяйки к часто желаемому сегодня балансу между работой и личной жизнью. От предписываемых социальных норм в отношении семьи и брака к свободе выбора.

Непринужденность и гротескная красота

Существует стереотип, что русские женщины стараются выглядеть идеально: каблуки, обтягивающие платья, макияж на все случаи жизни. В какой-то степени этот идеал, как отмечает исследовательница, сегодня транслируют блогеры, снимающиеся в выгодном ракурсе, демонстрирующие ламинированные ресницы, накачанные губы и сделанный бюст.

Идея о женщине с идеальной внешностью, по мнению Людмилы Запорожцевой, соотносится с мыслью о том, что женщина не принадлежит себе, что она должна быть привлекательной не ради самой себя, а прежде всего для мужчины.

Представления об идеальной красоте, как и о том, что женщина не принадлежит себе – уходящий культурный код, отмечает профессор. С недавних пор позиции доминирующего кода заняли идеи о естественной красоте. Отсутствие укладки, нюдовый макияж, кроссовки вместо каблуков и оверсайз-одежда – сегодня нечто само собой разумеющееся. Современная женщина прекрасно может чувствовать себя в подобном образе, символизирующем непринужденность и естественность.

В апреле 2019 года российское издание журнала Glamour впервые представило обложку с фотографией актрисы Юлии Пересильд без какой-либо ретуши и фотошопа, что задало новую норму гламурного снимка.

Следующая тенденция – развивающийся код – гротескная красота. Она подразумевает эстетизацию разнообразия и красоту как трансформацию. «Женская красота может подчеркиваться с помощью асимметрии одежды, макияжа, аксессуаров, искажающих классические пропорции тела и лица», – пишет исследовательница. То, что раньше считалось дефектом: веснушки, шрамы, ожоги – сегодня, наоборот, может быть новым кодом красоты, как и бодипозитив в целом.

Еще один новый код связан с вызовом идее эйджизма – дискриминации женщин старшего возраста. Сегодня немало женщин за 60 лет ведут активный образ жизни за пределами домашнего хозяйства. Например, некое модельное агентство позволяет дамам старшего возраста участвовать в модельном бизнесе – сфере, которая раньше была исключительно прерогативой молодых женщин.

Важным во всем этом остается то, что женщины сохраняют свой аутентичный вид – не делают пластические операции и не красят седеющие волосы, что само по себе революционно для российской медиакультуры.

Карьера или семья?

В конце 1990-х – начале 2000-х на российском телевидении появилось несколько ярких образов героинь популярных сериалов. Самые известные и полюбившиеся зрителям – следователь Анастасия Каменская (телесериал «Каменская») и прокурор и следователь Мария Швецова («Тайны следствия»). Обе женщины боролись с преступностью, злом и несправедливостью. Объединяющей их чертой было то, что они принесли в жертву работе и высоким идеалам свою личную жизнь. Самореализация стала их главной целью. При этом в своей рабочей униформе они выглядели очень привлекательно (уходящий код – «идеальная красота»).

Другой женский код, повсеместно транслируемый в девяностых и нулевых, – идеальная хозяйка. Это женщина, чья самореализация сфокусирована исключительно на заботе о доме и семье. Она не имеет никаких хобби, не строит карьеру, но у нее есть муж и очаровательный ребенок (или дети). Ее среда обитания – кухня и гостиная, однако она всегда красиво одета и в хорошем настроении.

Оба образа – женщины-трудоголика и идеальной хозяйки – уходящие для российской массовой культуры, считает Людмила Запорожцева. Также остаточным является и код Золушки – девушки, приезжающей из деревни в город и повышающей свой социальный статус посредством очарования и добродетели. Этот код всегда предполагает фигуру «принца», за которого «золушка» в конце концов выходит замуж.

Один из доминирующих сегодня кодов женской самореализации в массовой культуре, как показывает анализ, – хозяйка-супергероиня. Это своего рода современный образ некрасовской женщины («Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет»). Для нее семья – также главное в жизни. Но, в отличие от идеальной хозяйки, она не прячется за спиной мужа. Наоборот, муж чувствует себя с ней в безопасности.

Другой доминирующий код самореализации современной женщины – мать-фрилансер. Это молодая мама, пытающаяся балансировать между работой и семьей. У нее может быть собственный стартап, блог либо просто обычная удаленная работа. Главная цель для такой девушки – постоянный поиск баланса между тем, чтобы быть хорошей матерью и хорошим работником.

Ещё одна новая тенденция женской самореализации – присутствие в самых непредсказуемых профессиях, которые не запрещены законом, но ранее были культурно табуированы для женского пола, отмечает исследовательница. Например, спортивная сфера – бокс, ММА, футбол и хоккей.

Из трофея – в партнёры

Отношения, в которых женщина играет роль «трофея» для мужчины старше и богаче ее, имеющего высокий социальный статус, – уходящий (остаточный) код в российской массовой культуре. Доминирующим становится образ женщины, бросающей вызов патриархальным установкам в личных отношениях.

Профессор Запорожцева выделяет два типа распространенных моделей отношений для женщин, преобладающих в массовой российской культуре. Первый основан на равном партнерстве в отношениях и общности интересов. Второй связан с трансформацией шаблонных установок. Например, легитимизация возможности для женщины оставаться одинокой и не желать иметь семью. Доминирующий код представляет женщину, действующую прежде всего в соответствии с собственными желаниями.

Новые коды массовой культуры также предполагают выбор для женщины подходящего типа отношений – вне зависимости от общественного мнения. Новой нормой становится союз, где женщина старше мужчины и не боится потерять его только из-за разницы в возрасте.

Происходит и трансформация свадебного ритуала. Традиционная свадьба по всем канонам уходит в прошлое, на смену ей приходит свадьба как уникальное событие, которое интересно прежде всего для пары.

Однако при всем этом дети остаются самым консервативным семантическим полем. «Ребенок до сих пор представляется в культуре как самое большое достижение для россиянки», – пишет автор исследования. Но меняется отношение к материнству. Женщина становится более открытой к признанию, что она не может быть идеальной матерью. И ребенок тоже не обязательно должен соответствовать ожиданиям социума.

Развивающийся код – гордость женщин, имеющих детей с особыми потребностями, которые до последнего времени оставались невидимыми в массовой культуре. Менять ситуацию помогают в том числе звезды. Например, актриса и телеведущая Эвелина Блёданс, имеющая сына с синдромом Дауна.

Людмила Запорожцева отмечает и новый код отцовства в культуре. Мужчина сегодня может быть домохозяином, заниматься воспитанием детей или поровну делить с женщиной родительские обязанности. Так, один из брендов детского питания выпустил рекламный ролик «Папа рядом», в нем известные и успешные актеры – молодые отцы – проводят целый день с малышами, поют им колыбельные.

Исследовательница приходит к выводу, что в российской массовой культуре в последние 20 лет произошел заметный сдвиг в стратегиях женственности. «Появляется все больше образов и изображений, демонстрирующих осознанность женщин и защиту собственных границ, в том числе психологических», – отмечает профессор Запорожцева. Женщины могут свободно говорить об изменах, сексе, уходе от своего партнера, проблемах в отношениях, а также не цепляться за партнера только потому, что одинокой быть «стыдно».

По материалам
научно-образовательного портала НИУ ВШЭ

Подготовила Ольга ПЕТРОВА