Найти тему
Картины рассказывают...

Ян Усмарь. И быка на ходу остановит

Шел 992 год. Земля русская стонала от постоянных набегов печенегов. И вот предстояла новая битва.

Печенежский хан так обратился к князю Владимиру:

"Выпусти ты своего мужа, а я своего ― пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года; если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года". (Лаврентьевская летопись, XIV век).

Бросил клич князь Владимир, но никто из его войска не сделал шага вперед. И тогда вышел вперед один старик и сказал: "Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; я вышел с четырьмя, а он дома остался. С самого детства никто его не бросил ещё оземь". (Лаврентьевская летопись, XIV век).

Так началась великая слава Яна Усмаря.

Но прежде князь Владимир решил испытать героя. Момент испытания Яна Усмаря и изобразил русский художник Григорий Угрюмов на своей знаменитой картине, написанной в 1796 году и ныне хранящейся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Григорий Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря. 1796.  Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Григорий Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря. 1796. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Полное название картины - "Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырём".

А вот было ли такое испытание на самом деле или нет, сказать трудно. Из летописи только известно, что русский богатырь победил печенежского. Он удавил печенега до смерти, а затем, подняв над собой, бросил его на землю.

Но Григорий Угрюмов написал картину о том, что предшествовало этому бою. Картина существует, поэтому предлагаю внимательно рассмотреть её.

В правой части картины изображен князь Владимир.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Он сидит на троне, расположенном на возвышении, обозначенном ступеньками. Трон князя, к которому ведут три каменные ступени, покрыт белым балдахином.

Князь Владимир облачён в жёлтую одежду, покрытую красной мантией, на его голове — золотая зубчатая корона, левой рукой он держится за рукоятку меча.

Художник изобразил Владимира в образе мудрого старика, невозмутимо наблюдающего за происходящим. Не берусь утверждать, что образ князя достоверен в историческом плане.

Насколько я знаю, Петр Первый распорядился изготовить первую в истории государства корону для своей второй супруги Екатерины Алексеевны.

Да и по возрасту князь Владимир не соответствует старику, изображенному на картине. Ко времени битвы с печенегами в 992 году Владимиру было примерно 35 лет.

Но это так, небольшое отступление. Мы же рассматриваем картину, а не изучаем историю.

В центре картины изображен сам Ян Усмарь.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Усмарь полуобнажён, на нём только набедренная ткань красно-кирпичного цвета, заправленная под обод пояса.

Богатырь захвачен битвой с быком. Его лицо с гневно сверкающими глазами полузакрыто рукой.

Ян Усмарь откинулся назад, и напряжение мускулов его спины подчёркивает то противодействие движению животного, которое он создаёт.

А бык разъярен. Ведь его не только травят собаками, но и колют вилами.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Но сила Яна Усмаря была так велика, что он вырвал из бока быка кожу с мясом. Тем самым подтверждая свое имя. Ведь "Усмарь" происходит от древне-русского слова "усма", что означает "кожа" (по словарю Даля).

Стоит обратить внимание на фигуру упавшего воина, что изображена в левой части картины.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Воин находится примерно в том положении, в котором оказался бы сам Усмарь, если бы он не справился с быком.

Здесь Угрюмов применил "метод одновременного показа стадий движения".

Не смотря на то, что критики обвиняют Угрюмова в академизме, заслуга его в том, что он в качестве сюжета взял русскую историю. Пусть даже его князь выглядит как римский император, а русский богатырь похож на гладиатора.

Что ж делать, если в конце XVIII века трудно было найти достоверную информацию об обычаях и культурных особенностях эпохи, события которой хотел изобразить художник.

У живописи свои законы. В каждом времени свои. И мне кажется картина Григория Угрюмова вполне достойная.

Для сравнения покажу еще одну картину на эту тему, написанную тоже русским художником Евграфом Сорокиным в 1848 году, спустя полвека после Угрюмова.

Евграф Сорокин. Ян Усмовец останавливает разъярённого быка,  1849.
Евграф Сорокин. Ян Усмовец останавливает разъярённого быка, 1849.