Не далее, как в обзоре шутера Phantom Fury я возмущался насчет слепого копирования. Авторы перетащили внешние признаки из источника вдохновения, но плохо их обыграли и не добавили ничего своего. В общем, Phantom Fury заслужила критический разнос. И вдруг, будто по ироничному сценарию, мне встретился похожий случай, но с совершенно иным исходом. В 2020 году явился компактный, стремительный шутер Post Void. Штука пусть и не богатая в наполнении, но определенно интересная. (Можете, кстати, почитать мой обзор, написанный к релизу игры на консолях.) Так или иначе, совсем другая студия, Hammer95, явно вдохновилась Post Void и сделала нечто похожее, но больше и богаче. И, надо сказать, получилось у них очень даже толково. Но я опять забежал вперед. Встречайте Mullet Mad Jack.
Что до мира игры, то его проще воспринять глазами и ушами, чем пытаться описать в тексте. В общем, представьте: дизайн персонажей в стиле аниме 90-х, мир и музыка косят под ретровейв 80-х, при этом действие разворачивается в далеком будущем с разумными роботами и экономикой, построенной на стримах боевых шоу. Наш главный герой как раз вписывается в жестокую игру, где нужно подниматься по этажам небоскреба и десятками косить боевых роботов. С мотивацией — отдельная занятная история. По идее, протагонисту требуется спасти некую «принцессу» (по факту, известную стримершу) из лап робота-злодея, но вроде как герой вписался в это дело ради брендовых кроссовок. Так или иначе, сюжет исполняет чисто вспомогательную роль. Авторы стремительно проносят нас сквозь события, едва ли заостряют внимание на деталях и, похоже, происходящее по-хорошему всерьез не воспринимают. Короче: нет мощной истории, но зато есть красочный мир. А что, на такую сделку я согласен.
Переходим к игровой части. В плане фундамента это тот же Post Void. В левой руке — таймер, в правой — пушка, а мы несемся по этажам, стремительно выкашивая всё, что движется. Промедление и получение урона отнимают время, а каждый подбитый противник дарит драгоценные секунды. Если таймер дойдет до нуля — начинаем забег заново. Из этих условий складывается экшен с совершенно бешеным темпом. Противники разлетаются на запчасти, декорации постоянно взрываются, а мы выбиваем двери и пролетаем сквозь вентиляционные шахты. С такой скоростью и интенсивностью сравнятся разве что Ultrakill и дополнения к Doom Eternal. Короче, основа уже бодрит похлеще энергетика.
А дальше авторы Mullet Mad Jack привносят несколько своих идей. Например, рывок с пинком. По клику герой может разогнаться и с ноги влететь в противника. И по чистому совпадению здешние коридоры напичканы гигантскими вентиляторами, торчащими электрическими кабелями и прочими вещами, попадающими под определение «вредные условия труда». Так что зачастую куда выгоднее не стрелять, а резким взмахом ноги отправить очередного робота прямо в автомат с газировкой. Еще есть одноразовое холодное оружие. Подбираем гаечный ключ или нож, а затем стремительно и беспощадно разносим очередного робота. Причем после этой показной жестокости таймер заполняется до потолка в десять секунд. Подобное оружие — отличная вещь, чтобы выбраться из, казалось бы, безвыходного положения. В общем, так и надо добавлять новинки! Если после «подражателя» оригинал кажется бедным, то разработчики сделали всё правильно.
Закончили с базовой частью, посмотрим на картину шире. Структурно Mullet Mad Jack разбита на главы. Каждая — девять стандартных уровней-этажей плюс босс. Пронеслись вихрем через все? Проходите дальше. Провалились на полпути? Начинайте главу заново. Вдобавок есть типичная вещь из рогаликов: после каждого успешно пройденного этажа предлагают взять один из трех случайных бонусов. Здесь обошлось без сюрпризов: новое оружие, расширенные магазины, доп. секунды за использование окружения и тому подобное. Само по себе построение игры — вещь вполне рабочая, но без сюрпризов. Однако есть отдельные детали, которые стоит поговорить.
Например, баланс. Как-то странно получилось, что чем дальше идет игра, тем проще она становится. Например, поначалу оружие надо перезаряжать, а в случае провала собранная коллекция бонусов списывается в утиль. Соответственно, первая деталь докидывает механику, которую нужно постоянно держать в уме, а вторая поднимает ставки. Однако после завершения каждой главы игра предлагает на выбор постоянные улучшения. Первая примечательная вещь — новые уровни оружия, дарующие бесконечные патроны. Всё, с этого момента механика с перезарядкой улетает в мусорку. Можно взять плазменную пушку, зажать курок и, не напрягаясь, обращать в пепел всех встречных противников. Вторая примечательная вещь — возможность сохранять одно из улучшений с провального забега. Самый очевидный вариант — забрать оружие. Вообще-то мы по умолчанию откатываемся к револьверу, а так можно начать новый забег сразу с «плазмой» или рельсовой винтовкой. Впрочем, стандартный ствол тоже не самая плохая вещь. Если хотя бы один раз взять улучшение третьего уровня, то на всех последующих забегах мы сразу будем начинать с револьвером, в который вставлена бесконечная лента. Так что победа в Mullet Mad Jack — вопрос времени и некоторой усидчивости.
Другая вещь в игре, заслуживающая внимания — подход к разнообразию. Как уже было сказано ранее, Mullet Mad Jack разбита на сборники по десять уровней. И проблема в том, что слишком уж они между собой похожи. Этажи пусть и создаются случайным образом, но из ограниченного набора заготовок. И уже к середине прохождения вы будете их узнавать «с первых нот». Ага, вот это Г-образный коридор, здесь у стекла выскочит робот с бензопилами, а слева у вентиляторов будет стоять стандартный стрелок. Справедливости ради напишу, что авторы пытаются дело немного разнообразить. Например, те же роботы с бензопилами вступают в дело с третьей главы. Или с какого-то момента в коридорах появляется лава. Но всё же этого мало, чтобы сделать отдельные эпизоды действительно уникальными. Впрочем, игру спасает стремительный темп: некогда обои рассматривать — таймер тикает!
И, наконец, в отличие от Post Void, у этой игры есть боссы. Ситуация с ними получилась любопытная. Первые два противника не впечатляют: скудные наборы атак, от которых можно с легкостью увернуться и… всё на этом. Ни вызова, ни просто интересных механик. Но авторы, похоже, сами поняли проблему и дальше ситуацию немного исправляют. Например, финал третьей главы — простенький, но забавный снайперский тир. Хотя позже скучные боссы всплывут вновь, однако их будут перемежать пародиями и забавными сценками. Но тогда возникает интересный вопрос: посредственные боссы — просчет или расчет? Их намеренно сделали примитивными, чтобы затем сломать шаблон? Честно говоря, изнутри игры непонятно, но если это осмысленный прием, то всячески одобряю.
Выходим на финишную прямую! Повторю свою мысль из начала обзора: наш сегодняшний гость, без всяких сомнений, вдохновлялся Post Void. Но сейчас тот случай, когда заимствование сделано с умом. Одноразовое оружие, рывок с пинком, агрессивная среда — все эти новинки отлично вписались в формулу и сделали ее только богаче. Вдобавок, общая стилистика «аниме + ретровейв» неплохо обыграна и периодически радует. Финальная битва-погоня вышла и абсурдной, и зрелищной. Впрочем, игра не обошлась без проблем. Если Post Void – цельное испытание, которое нужно пройти за присест, то Mullet Mad Jack ближе к традиционным одиночным шутерами и поэтому с нее другой спрос. Уже к середине игра начинает повторяться в плане уровней, а попытки внести разнообразие получились слабыми. В довесок идут скучные боссы и баланс, сползающий в пользу игрока. Впрочем, дело спасает лютый темп: тикающий таймер в десять секунд выбьет из головы любые лишние мысли. Если говорить в целом, то Mullet Mad Jack — гиперскоростной шутер, который даст и зрелище, и испытание, но при этом не будет злоупотреблять гостеприимством.
Mullet Mad Jack — стремительный аркадный шутер, где под тиканье таймера нужно прокладывать себе путь через лабиринты. И в этом отношении игра великолепна: взрывы, стрельба, выбивание дверей ногами и врагами. Бешеный темп поначалу не оставляет времени на размышления, но иногда успеваешь заметить мелкие проблемы: легкое однообразие, скучные боссы и перекос баланса в пользу игрока. Впрочем, Mullet Mad Jack пролетает со скоростью звука и не успевает всерьез надоесть.75
Обзор написан по копии игры для ПК, предоставленной редакции издателем.