Для чего понадобилась собственная система маркировки, и что это все может означать
Ни для кого не секрет, что в нашей стране сфера видеоигр долгое время оставалась почти безнадзорной. А точнее - для серьезных людей в пиджаках, принимающих решения на государственном уровне, ее в общем-то не существовало. Хорошо это или плохо – вопрос дискуссионный. К тому же опыт других стран подсказывает (того же Китая), что регулирование это может быть очень разным.
Теперь, похоже, все изменится. Собственно, поводом для написания этого материала стала заметка «Коммерсанта» о том, что в России планируется создать механизмы государственного контроля за рынком видеоигр.
«Согласно документу, такие механизмы должны будут не допускать «неконтролируемое распространение» игр, которые создают «искаженное представление о событиях отечественной и мировой истории, а также о месте и роли России в мире», - пишет «Коммерсант».
И да – понятно, что данная статья не повлияет ни на какие решения в кабинетах. Скорее, это просто способ вместе порефлексировать – а нужно ли это регулирование самим геймерам? И каким оно могло бы быть?
Сертификат соответствия
Декларативно все эти меры контроля будут разрабатываться в рамках Основ государственной политики в области исторического просвещения. Основным инструментом станет эксперимент по созданию собственной отечественной системы маркировки игр. Ведь раньше было как – какой возрастной рейтинг в рамках европейской системы (PEGI) указали, так эта игра в России и продавалась. Разумеется, в условиях кризиса доверия в современных реалиях российские власти хотят иметь собственный аналог этой системы.
К слову, курировать все это на высшем уровне будет межведомственная комиссия по историческому просвещению, председателем которой является Владимир Мединский. А для консультаций в ходе эксперимента по маркировке планируют привлекать российских гейм-девелоперов. Каких именно, правда, пока неизвестно.
И здесь возникают некоторые вопросы. Первый – а какие игры, собственно, планируется маркировать? В данный момент многие издатели и разработчики и сами не желают распространять продукты в нашей стране. Не говоря уже о тех, в чьих играх действительно прослеживается какая-либо антироссийская риторика – в частности, Blizzard с ее Call of Duty.
Конечно, когда-нибудь все это обострение международных отношений смягчится. И можно допустить, что в этот день зарубежные игроделы снова захотят легально присутствовать на отечественном рынке. В таком случае собственная система маркировки действительно бы пригодилась.
Впрочем, практика показывает, что зарубежные издатели и сами не прочь перестраховаться – вспомнить хотя бы «свадебное» дополнение к Sims 4, которое EA Games просто решила не выпускать в нашей стране. Учитывая, как легко крупные издатели сегодня «отменяют» целые прослойки геймеров, которым не нравятся выпускаемые ими игры, можно допустить, что и отказаться от выпуска игр в той или иной стране для них не такая уж большая проблема, по крайней мере пока.
И еще – вероятно, подстраиваться под новые правила регулирования придется и Steam. Что также скажется на ассортименте игр на этой площадке в России.
Меру знать надо
С другой стороны – вероятно, чем дальше, тем больше игры будут пропитываться политикой. А, значит – становиться инструментом влияния на умы. Так что система маркировки и цензуры в целом в какой-то мере является мерой защиты государства от иностранного влияния.
На мой взгляд, в этом плане строить какие-то иллюзии не стоит – «свободного» рынка видеоигр сегодня существовать не может. Времена не те. Думаю, что и на Западе на разработчиков оказывается серьезное давление, в том числе в части продвижения (или непродвижения) определенных ценностей. И лично для меня это является поводом не играть во многие из новых игр. Не потому, что я с чем-то согласен или не согласен. А потому что, когда авторы игры слишком много думают о фильтрах и самоцензуре, то на выходе часто получается стерильный и скучный продукт.
И здесь можно перейти ко второму вопросу – а кто, простите за каламбур, будет определять правила игры? Или – как будет приниматься решение о том, подходит та или иная игра российскому геймеру или нет? Ответов пока, увы, нет. Рамки пока не заданы.
Хочется одного – чтобы от всех этих ограничений не слишком сильно пострадала свобода самовыражения авторов. Я уже не раз упоминал игру «Черная книга», которая стала одним их моих любимых российских видеоигровых проектов за последние годы. Так вот – по сюжету эта игра во многом посвящена дилемме выбора между добром и злом. Между эгоизмом и самоотречением. Однако некоторые умы могут усмотреть там обычную бесовщину, которой в нашей стране не место. И это лишь один из примеров возможного «извращения» смыслов.
Все-таки российский рынок разработки игр еще очень маленький и слабый. И нужно ли ему излишнее давление – вопрос спорный. Хотя, повторюсь – меры контроля за ним в любом случае появятся, нравится этому кому-то или нет.
А как вы считаете – какой могла бы быть система регулирования рынка видеоигр в нашей стране? Пишите в комментариях!