Найти тему
Простое кино

ТОП операторских приемов в кино, часть 1

У юного Франсуа Трюффо было правило: «просмотреть в день три фильма и прочитать в неделю три книги». Это отличный совет для новичков не только режиссуры, но и операторов. Из фильмов много чему можно научиться, в том числе базовым и дополнительным приемам съемки.

кадр из дорамы «Новичок-историк Гу Хэ Рён»
кадр из дорамы «Новичок-историк Гу Хэ Рён»

С базовыми приемами умеют работать и новички. В принципе, ничего сложного. Сейчас немного о них расскажу.

Статичная картинка. Действие происходит в кадре, камера при этом неподвижна. Можно снимать со штатива или с рук (но лучше не надо, руки имеют свойство дрожать при долго работе). Акцент не на том, как снять, а что. В кадре будет важна композиция, свет, цвет, действие. Важно все, что происходит на переднем и заднем планах. Следует очень осторожно и внимательно относиться к деталям.

кадр из фильма "Игрок"
кадр из фильма "Игрок"

Наезд и отъезд. Это можно делать как со штатива, так и с крана или рельсов. Наезд выделяет объект съёмки из окружающей обстановки с помощью плавного перехода от общего плана к среднему и крупному. Когда мы совершаем обратный переход — это отъезд. При помощи этого приема можно легко сделать акцент, например, на выражение лица киногероя, либо на обстановку вокруг.

Отъезд из фильма "Крестный отец"
Отъезд из фильма "Крестный отец"
Отъезд из фильма "Крестный отец"
Отъезд из фильма "Крестный отец"

Панорамирование. Приём, предполагающий вращение камеры вправо или влево в горизонтальной плоскости. Его можно делать с рук, со штатива, с монопода и других приспособлений. Технология довольно проста, главное следить за горизонтом в кадре, делать плавно и желательно потренироваться прежде чем начать съемку. Это позволяет раскрыть больше деталей, показать пространство вокруг героя и так далее.

-5

Длинные планы. Суть заключается в том, что значительная часть действия в фильме происходит на одном длинном плане. В нем может быть наезд, отъезд, панорамирование, следование камеры за героем и тд. Есть даже фильмы, снятые полностью одним кадром. То есть камера не выключается, она следует за героем, снимая происходящее вокруг. Самые знаменитые такие фильмы "Необратимость" и "Бердмен". Это безумно сложно и требует очень слаженной работы всей съемочной команды. Плюс потребуются долгие репетиции.

кадр из фильма "Бердмен"
кадр из фильма "Бердмен"

Перевод фокуса с одного объекта на другой. Это проще делать на статике. суть заключается в переводе фокуса с одного объекта в кадре на другой, чтобы акцентировать внимание зрителя на другом важном объекте.
И тут нельзя не вспомнить о ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), которая напрямую влияет на степень акцентирования. А сама же ГРИП зависит от нескольких факторов — площадь сенсора, диафрагма объектива, расстояние от объектива до объекта.

-7
-8

Голландский угол. Завалить горизонт в кино можно, если сделать это красиво и со смыслом. Этот приём можно использовать и в статичном, и в подвижном кадре. С помощью наклона камеры можно передать огромный спектр эмоций и состояний как отдельного героя, так и атмосферы сцены в целом. Чем круче наклон от нуля градусов до 90, тем экспрессивней картинка получается.
Непривычное видение мира: опьянение, болезненность, психическое расстройство, а проще говоря, ненормальность, отлично изображается голландским углом. Таким образом, мы показываем, что персонажам в таком повёрнутом мире находиться привычно и они естественно этого не замечают, в то время как наш мозг не понимает, что это за наклон такой, непривычно, верните горизонт.

кадр из сериала "Ход королевы"
кадр из сериала "Ход королевы"
кадр из фильма "Темный рыцарь"
кадр из фильма "Темный рыцарь"

Панфокус. Приём, при котором фокусировка происходит не только на главном объекте в кадре, но и на проработанный задний фон. Можно увеличить глубину резкости так, чтобы всё, что находится в поле зрения камеры, было в фокусе одновременно. Это запутает зрителя, которому будет сложно понять, на чем ему предлагается акцентировать свое внимание.

кадр из фильма "Ла-ла-лэнд"
кадр из фильма "Ла-ла-лэнд"