Найти тему
Маниtoo

Заметки о ценах в позднем сасанидском Иране и соотношении стоимости золота и серебра.

Тексты, опубликованные Н. Симсом-Уильямсом в "Бактрийских документах I", по большей части представляют собой контракты, за нарушение которых взимались штрафы. Как правило, одинаковый штраф должен был быть выплачен как властям, так и противоположной стороне.
Таким образом, в случае нарушения брачного контракта следовало выплатить 40 динаров. Гораздо более поздний документ, датированный 723 годом н.э., позволяет нам оценить стоимость серебряной драхмы по отношению к золотому динару, поскольку в тексте говорится о штрафе в размере 100 динаров должен быть выплачен "бредагу", а 500 драхм - противоположной стороне.

Поскольку в обычных обстоятельствах эти суммы были одинаковыми, мы можем сделать вывод, что 1 динар эквивалентен 5 драхмам. Это сильно отличается от значения, приписываемого динару в западном Иране, т.е. 11,2 драхмы, как указано во Frahang ī Pahlavīg. Мы можем только предположить, что деньги в золоте имели там более высокую ценность, чем где-либо еще.

В палимпсесте, датированном 621 годом, говорится, что виноградная лоза стоила 17 динаров. В документе “Р”, датированном 679 годом, цена продажи мальчика-раба составляет всего 3 драхмы. Документ “Q” очень интересен, потому что, хотя и датирован более поздней датой, 682 г., он позволяет нам оценить стоимость заимствования денег: при заимствовании 40 драхм процентные ставки достигали 2 драхм в месяц, что соответствует 5% в месяц. В случае неисполнения обязательств штраф был бы очень высок: 80 драхм, умноженных на два, что в четыре раза превышало бы сумму долга!

Архив Пехлеви в Беркли

Наиболее читаемые документы этого архива, датируемые второй половиной
VII века, представляют собой наиболее достоверный и надежный
источник.

Продукты:

Масло (ройн): 1 долаг стоил 2 драхмы

Мед (ангубен): долаг стоил 3 драхмы

30 кусков баранины (госпанд), то есть пятнадцать кусков с
передней части животного и пятнадцать с задней, стоили 12 драхм.

6 долагов вина стоят, по-видимому, 1 стер и 1 драхму, то есть 5 драхм

Одежда: цена двух детских рубашек 18 стер, то есть 72 драхмы.

Древесина: в количестве 2 hlw’l стоит 1 драхму. Слово “hlw'l” по буквам следует читать как "xarvār", что означает величину веса, эквивалентную приблизительно 300 кг. Вероятно, эта древесина использовалась в качестве дров, в основном для приготовления пищи. В то время ее было гораздо больше, чем сегодня, после столетий вырубки лесов.

Врач взимал плату в соответствии с социальным положением больного: хозяин дома обязан платить 12 стер, староста деревни 21 стер, глава района 30
стер, глава региона 70 стер. Последняя цифра была эквивалентна цене квадриги: однако, согласно одному бактрийскому документу, лошадь стоила 10 динаров, что, как мы видим, могло соответствовать 50 драхмам.
Если бы это было так, то четыре лошади стоили бы 200 драхм и 80 драхм соответственно должны были остаться на покупку колесницы и сбруи, что
вполне правдоподобно.

В заключение, я думаю, было бы интересно представить некоторые данные, найденные в ранней арабо-персидской литературе, касающиеся драхмы. "Китаб аль-тадж", приписываемый Шахизу, рисует красочную картину жизни при дворе Сасанидов.
Суммы, указанные в драхмах, необычайно высоки и в совершенно ином масштабе, чем те, которые мы наблюдали в седьмом веке, и указывают, даже если принять во внимание преувеличение автора, на инфляцию в течение первых нескольких столетий существования ислама. В отношении эпохи Сасанидов автор явно допускает некоторые анахронизмы, которые не могут дать нам никакой информации о реальной стоимости жизни.
Так, при Гаруне аль-Рашиде такой певец, как знаменитый Ибрагим, получил
от султана 200 000 драхм!

Драхма, по-видимому, настолько обесценилась, что к девятому веку была введена бадра, которая была эквивалентна 10 000 драхм.

В небольшом трактате также рассказывается, что одному исключительно
талантливому юноше было выдано 12 000 драхм в качестве своего рода капитала, поскольку далее в тексте говорится, что царь приказал выдавать ему 4 динара в день.

В Тарикс-и-Табаристане в конце восьмого века указало, что при Гаруне аль-Рашиде, цена участка земли для строительства Великой мечети Амулар
составляла 8032 динара, а само строительство обошлось в 47 340 динаров.