История слияния Porsche и Volkswagen - это не просто скучная сага о финансовых маневрах, это настоящий триллер, полный интриг и обмана. Представьте себе: два гиганта автомобильной индустрии, Volkswagen и Porsche, устраивают такие аферы, что даже дизельный скандал выглядит детской забавой.
В центре этой истории стоят два имени - Вольфган Порше и Фердинанд Пиех, потомки легендарного инженера Фердинанда Порше, создателя первого "народного автомобиля".
Фердинанд Пиех был в этом клане чужим. Несмотря на кровные узы, он оставался чужаком, не принимая семейные устои, а семья не принимала его. Но у него были свои амбиции. Он следовал стопам своего деда и вложил всю свою страсть в автомобили. Под его руководством родилась легендарная Porsche 917, которая покорила сердца многих на Ле-Мане. Но успехи Фердинанда раздражали его семью. Они считали его выскочкой, который готов был рискнуть всем ради своих идей. Наконец, отношения стали настолько напряженными, что в 1970-х годах Фердинанда выгнали из компании, и он ушёл в Audi. На тот момент Audi был просто скучным брендом, ничем не выделяющимся среди множества. Но Пиех превратил его во что-то гораздо большее, подняв "четыре кольца" на премиальный уровень.
В 1993 году Фердинанд Пиех встал у руля Volkswagen, но компания была на краю пропасти. Она терпела убытки, её производство было устаревшим, а внутренняя структура требовала перестройки. Первым делом Пиех решил провести радикальные реформы: он вычистил руководство компании, модернизировал производство, ввел строгий рационализм. Как современные Генри Форд и Соитиро Хонда, он начал строить автомобильную империю с нуля. Первые прибыли он вложил в развитие компании, при этом активно приобретая других производителей, которые находились в бедственном положении.
Вольфган Порше следовал похожему пути. Хотя компания Porsche славилась своими премиальными автомобилями, к концу 1990-х она столкнулась с серьезными финансовыми трудностями. Бренд был популярен среди фанатов спортивных машин, но не приносил достаточно прибыли. Порше решил изменить ситуацию, несмотря на риск. Он убедил совет директоров в необходимости адаптации к изменяющемуся миру, чтобы выжить. Решение было решительным: компании нужен был свой кроссовер. Так родился Porsche Cayenne, премиальный автомобиль, созданный на базе Volkswagen Touareg. И это был успех. По факту это два чуть ли не одинаковых автомобиля, но наценка на Cayenne сильно больше. Большой спрос на автомобиль решил все проблемы компании.
25 сентября 2005 года Porsche покупает акции Volkswagen и заявляет, что приобрела 20% акций Volkswagen за 4,2 миллиарда долларов. Компания сделала это, чтобы обезопасить производство Cayenne, так как он производился на крупных и относительно дешевых линиях сборки VW. Имея 20% акций компании Volkswagen и в соответствии с отдельным законом в Германии LAW (все лица или юридические лица, которые владеют более чем двадцатью процентами акций Volkswagen, имеют право на все принимаемые решения и, естественно, имеют место в совете директоров). То есть, купив двадцать процентов акций, Porsche полностью обезопасила себя.
Porsche продолжает активно скупать акции, и к марту 2007 г. её доля в VW превышает 30 %. На этом уровне Porsche достигает операционного потолка: будучи нишевой компанией, пускай и легендарной, закупать в огромных объёмах акции крупнейшего производителя автомобилей в мире достаточно накладно.
Но наступил 2008 год, беспрецедентный финансовый кризис. Во всех финансовых журналах появляются статьи, что акции volkswagen вот-вот рухнут. Ажиотаж на покупку акций volkswagen в короткую был огромен. Так на 2008 года 12,8 % всех акций volkswagen были задействованы в коротких продажах.
Короткие продажи — это инвестиционная стратегия, при которой инвесторы продают активы, которых у них на самом деле нет. Это звучит как некий финансовый фокус, но есть объяснение.
Представьте, что у вас есть друг, который очень хочет купить например вашу вещь за 10 долларов. Вы соглашаетесь, но у вас этой вещи нет. Вы идете в магазин, где эту вещь можно купить за 5 долларов, и вы ее сразу же покупаете, затем продаете другу за 10 долларов. Таким образом, вы зарабатываете 5 долларов, не имея этой вещи на момент сделки.
Точно так же и с короткими продажами акций. Инвесторы берут акции взаймы у брокера и сразу же их продают на рынке. Затем, когда цена акций снижается, они их выкупают по более низкой цене и возвращают брокеру, заработав на разнице.
Так вот, возвращаясь к нашему сюжету, в 2008 году на фоне финансового кризиса, многие инвесторы стали считать, что акции Volkswagen скоро упадут в цене. Поэтому они активно начали продавать акции VW, которых у них на самом деле не было, надеясь купить их позже по более низкой цене и заработать на разнице.
Porsche созывает пресс-конференцию, на которой заявляет, что они уже владеют 40,6 %ценных бумаг акции volkswagen и разместили опционы еще на 31 %. (Опцион — это не сама бумага, это как бы намерение купить). И porsche мог выполнить это намерение и купить реальные бумаги, когда они появятся в продаже или не покупать их, но размещение опциона говорило о том, что у porsche есть деньги на покупку акций, без денег им бы это не разрешили сделать, и как только бы появился необходимый объем бумаг, они забрали бы его себе. Это была первая пресс-конференция, в которой porsche официально заявили, что они намереваются захватить полную власть над volkswagen.
Получается, что если porsche выкупает опционы, то в свободном обращении останется 6 % бумаг. У шортистов обязательств почти на 13. Физически акций на всех не хватит. При этом понятно, что не porsche, не нижняя Саксония свои бумаги продавать не будет. При том что очень большая часть этих заемных бумаг шортистов была взята в долг у porsche. Porsche с радостью одалживали бумаги шортистом, так как они понимали, что они контролируют положение, и получалось, что часть шортистов брала в долг бумагу у porsche. Продавала их на рынке тоже porsche, так как они скупали все подряд, то есть бумага никуда не двигалась, но создавалась долговое обязательство шортистов, и теперь парням нужно было закрыть обязательства, где-то купив бумагу, чтобы вернуть его porsche. Купить они могли только у porsche, так как в свободном обращении бумаг всем физически не хватало, а это значит, что porsche может ставить любую цену за бумагу, требовать возврат долга, а шортисты обязаны ее купить. И как только все это поняли, все срочно побежали покупать акции с большими убыткам, самое главное, закрыть долговую позицию. А так как бумаг физически на всех не хватало, ценник взлетел очень высоко. В первый день после объявления porsche на пресс-конференции о намерении захватить фольсваген, акции взлетел с 200 долларов до 500, а на следующий день стоимость подлетела к 1000 долларов за одну бумагу. В этот момент volkswagen на один день стал самой дорогой компанией мира, обогнав exxonmobil, которая тогда стоила 343 миллиарда долларов. А volkswagen стоил 494 миллиардов долларов. За 1 день стоимость акций и стоимость компании прыгнула на 82 %. При этом конвейер как работал, так и работал, с точки зрения производственного процесса вообще ничего не менялось. В момент скачка porsche выкинул 5 % акций на рынок, чтобы шортисты могли закрыть свои долговые обязательства, заработав миллиарды долларов. На этом акции, купленные когда-то там еще по 100 долларов, сейчас продавались по 800, по 1000 за одну бумагу. И все это происходило просто из заявления porsche, что они готовы захватить volkswagen. Точных данных нет, но на бумаге по разным оценкам porsche вот в этом моменте заработал от 10 до 13 миллиардов долларов, а совокупные потери шортистов вот в этот день составили десятки миллиардов долларов.
Если что, то такие действия являются не законными. В июне 2015 г. суд Штутгарта выдвинул обвинение в рыночных махинациях против бывшего председателя и текущего финдиректора компании Porsche.
Но это не конец в битве за главную автомобильную корпорацию в мире. Вернемся к истории.
Казалось, теперь уже ничего не остановит компанию и дни VW сочтены. Но в 2009 году процесс поглощения внезапно остановился. Нехорошие слухи об обмане дошли до крупнейших банков. И они отказались выдавать Porsche кредиты. В автомобильном и финансовом мирах разразился грандиозный скандал. Последовали разбирательства, судебные иски, громкие увольнения. Компания внезапно оказалась на краю пропасти.
И тогда на сцену вновь вышел Фердинанд Пиех. Пока Porsche старательно атаковала «народный автомобиль», он не предпринимал никаких действий. Просто ждал. И вот настало его время. Он выделил Вольфгану внушительную сумму для погашения кредитов, а после уже сам выкупил Porsche.