Найти тему
Незримая помощь

ЛЕГЕНДАРНАЯ ЦАРИЦА ТАМАРА. Золотой век ее царствования и загадка усыпальницы этой святой

легендарная правительница Древней Иверии - Царица Тамара
легендарная правительница Древней Иверии - Царица Тамара

Имя этой прославленной властительницы с давней поры окутано множеством легенд и окружено ореолом таинственности.

Поэты воспели ее как самую выдающуюся правительницу Грузии, обеспечившую своему государству наивысший расцвет благоденствия и процветания.

Ее именовали «Семикратно сияющей». Великий Шота Руставели запечатлел ее образ в «Витязе в тигровой шкуре», дав притом царице имя Тинатин, что означает в переводе с грузинского - «отблеск Солнца». Ей он посвятил полные восхищения строки:

Льву приличны меч и пика, медный щит ему пристал,

Солнца блеск идет царице, чье обличье алый лал.

Как осмелиться, не знаю, мне излить поток похвал:

Взору в дар Тамар явилась, но хвалы отдарок мал.

-2

Известно о ней не слишком много, поскольку официальных источников, достоверно повествующих о ее житии, сохранилось очень мало.

Историки полагают, что на свет эта Божия угодница появилась около 1165 года. Тамара была единственной наследницей грузинского правителя Георгия III и его супруги – прекрасной Бурдухан Аланской, которую за многие добродетели летописец сравнил со святой Екатериной Александрийской и святой Ириной. Еще он поведал, что династия Багратидов, к которой принадлежала царица Тамара, по линии отца вела свой род от семени самого библейского правителя Соломона, и потому в роду этом было много праведников.

Когда будущая царица была еще совсем юной, отец короновал ее, и Тамара стала его соправительницей на Грузинском престоле. Самостоятельно же она стала властвовать лишь с 1184 года – после кончины Георгия III.

-3

Сама Тамара тоже удостоена была пророческого видения.

Однажды она увидела свои владения с высоты. На юге они граничили с единоверной Византией, на западе видны были множественные плывущие по торговым делам купеческие судна, а, вот, на востоке увидала царица бушующие воды Каспия, грозившее утопить ее царство в набегающих грозных волнах.

Внезапно с Небес спустились четверо светоносных Ангелов, у каждого из которых был лук и огненные стрелы. И стали небесные посланники пускать те стрелы в беснующиеся волны – тогда стихия утихомирилась, и море начало взывать о пощаде…

Так Господь показал рабе Своей, что уготована ей участь вести борьбу с исламским миром.

Михаил Александрович Зичи «Шота Руставели и царица Тамара». Иллюстрация к книге «Витязь в тигровой шкуре»
Михаил Александрович Зичи «Шота Руставели и царица Тамара». Иллюстрация к книге «Витязь в тигровой шкуре»

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ЭТОЙ БЛАГОЧЕСТИВОЙ ПОДВИЖНИЦЫ

Молва о доблести и красоте венценосной правительницы разнеслась далеко за пределы Грузинского Царства. Ее руки добивались правители Дербента и византийские царевичи, ее мечтал видеть своей супругой Алеппский султан и даже персидский шах посылал к ней свадебное посольство.

Внешность святой Тамары современник описывал так: «…Правильно сложенное тело, темный цвет глаз и розовая окраска белых ланит; застенчивый взгляд, … приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор…»

Первым супругом ее стал князь Георгий – сын святого Андрея Боголюбского, правителя Владимиро-Суздальской Руси.

Супружество это не было счастливым, поскольку, как свидетельствовал летописец: «У русского князя стали обнаруживаться скифские нравы». Далее повествователь указывал на пагубную страсть пьянства, которой подвержен был молодой князь, и из-за которой он стал совершать множество непристойных дел, что привело к расторжению его брака с благочестивой красавицей Тамарой.

Дважды после этого Георгий пытался силой возвратиться на престол Грузинский, найдя в том опору у византийцев и у некоторых его сторонников в провинциях, но оба раза он претерпевал поражения.

Святая Тамара вступила после того в новое супружество. Ее вторым мужем стал осетинский царевич Давид Сослан – воспитанник ее тетки, которого она знала с ранних своих лет. Этот брак оказался очень счастливым.

Царевич Давид, будучи мужественным воином, одерживал над полками неприятеля ратные победы и был для грузинской правительницы надежнейшей опорой и верным другом. В 1194 году у царственной четы появился сын, которого в честь отца Тамары назвали Георгием. Впоследствии ему дали прозвище «Блистательный».

После кончины супруга в 1207 году благоверная правительница поступила также, как ее отец: возвела на царство сына, а сама, как повествует ее житие, от официальных державных дел отстранилась и поселилась в ее любимом месте – обители Вардзии. По благочестивому Преданию, она жила там в скромной келье, через неширокое окошко соединяющейся с церковью. Здесь угодница возносила Богу свои молитвы, и здесь, по ее велению, ежедневно в скале вырубали новую монастырскую келью.

-5

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЦАРСТВОВАНИЯ СВЯТОЙ ТАМАРЫ

Писатель Валерий Иванов-Таганский характеризует правление этой подвижницы следующими словами:

«Во всемирной истории эпоха правления царицы Тамары – время, когда над миром занимается кровавая заря. На востоке в ту пору, в степях нынешней Монголии, замышляет свою будущую империю Чингисхан, на западе бушует Третий Крестовый поход, и грозный Саладин, разбив европейских рыцарей, вступает в Иерусалим. На севере идут междоусобные войны русских князей. И лишь в Грузии пока Золотой век – это сильное и могущественное государство».

Грузинская правительница успешно воевала с персами, турками, сарацинами и с Византией. Ее войскам суждено было покорить Эрзурум, Тавриз, Хорасан. Она расширила свою Державу от Каспия до Черного моря, покорила султана Ардебильского и султана Алеппского. «Лев по когтям познается, а Тамар – по делам своим», - восхвалял ее летописец.

Впоследствии ратными подвигами грузинской властительницы восхищался даже государь Иоанн Грозный, воодушевлявший ее примером московские полки при взятии Казани.

В 1204 году Тамара получила послание от султана Рукнеддина, дерзко требовавшего от благочестивой праведницы передать ее территории под его владычество, а самой вместе с поддаными принять мусульманство. Этот правитель считал себя приемником кесарей Рима.

Царица в ту пору призвала грузинских воинов не страшиться многочисленных врагов, а положиться на Промысел Господа, потому что в том сражении свершится Его Праведный Суд. Сама же подвижница сняла с себя царственную порфиру и, распустив волосы, босиком отправилась в старинный храм Метехи, где, пав ниц пред Влахернским ликом Божией Матери, взывала к Ней о сохранении Грузии – Жребия Богородицы, прося заступления и снисхождения к народу этой земли.

Пресвятая Владычица услышала моления праведницы. Султан не мог и представить, что потерпит поражение в первой же битве. Едва гонец привез ответное послание царицы, как ему сообщили, что к лагерю приближаются грузинские воины. Армия Рукнеддина разбита была в тот день наголову. Оставшиеся сдались победителям.

При правлении святой Тамары Грузинское Царство познало пору высочайшего расцвета. Территории государства расширились от Северного Кавказа до персидского Азербайджана и от Черного моря до Каспия. Численность ее подданых достигала 5-ти миллионов человек. Именно поэтому авторы древних летописей именуют ее из уважения не царицей, а «царем Тамар».

образ святой царицы Тамары часто встречается в искусстве
образ святой царицы Тамары часто встречается в искусстве

ЗАГАДКА УСЫПАЛЬНИЦЫ ЦАРИЦЫ ТАМАРЫ

По Преданию, правительница предвидела, что мусульмане, не имевшие возможности одолеть ее в открытых сражениях, будут пытаться хотя бы после кончины отомстить ей, и потому будут повсюду искать ее гробницу для осквернения.

Предвидя это, царица приказала погрести ее тайно, сокрыв то место от людей. Потому, после преставления угодницы 18 января 2013 года, ее верные слуги изготовили 10 одинаковых драгоценных усыпальниц, каждую из которых захоронили отдельно, чтобы скрыть подлинное место упокоения своей любимой повелительницы. Ночью их вывезли из Вардзии и погребли в разных местностях.

Летописец свидетельствует, что изначально царицу погребли в обители Гелати, находившейся неподалеку от Кутаиси - древней столицы Западной Грузии, где была родовая усыпальница династии Багратидов. Этот монастырь, основанный еще прадедом святой Тамары – благоверным Давидом Строителем, в ту пору являлся духовным центром государства. В его Рождественском соборе до наших дней сохранены изображения некоторых представителей правящей грузинской династии: Баграта III с супругою Еленой, Георгия III и святой Тамары.

В грузинском летописном своде XIII-го столетия повествуется, что впоследствии из-за ненастья усыпальницу царственной праведницы перенесли в древнюю столицу Мцхету, в собор Светицховели, что, в переводе с грузинского, означает «Живоносный Столб». Этот собор был возведен за сотню лет до рождения святой Тамары, и в нем находились многие усыпальницы грузинских царей. В частности, здесь была гробница царя Вахтанга I – основателя Тбилиси.

Также есть гипотеза, согласно которой гробница праведницы находится в основанной ею пещерной обители Вардзия, подножие которой расположено у реки Куры. По Преданию в этом местности усыпальницу угодницы искал некий средневековый турецкий паша.

-7

После кончины угодницы эту местность атаковали монголы, но захватить пещерный город в ту пору им не удалось. Лишь через столетие обитель была захвачена турками, после чего существование ее прекратилось. В разрушенной Успенской церкви до наших дней сохранилась фреска с образами праведной повелительницы и ее отца, а в монастырском подземелье сохранилось около двух сотен пещер.

Некоторые специалисты выдвигают также версию о том, что сын царицы перевез впоследствии ее честное тело в Иерусалим, в церковь Креста Господнего, поскольку всю жизнь подвижница мечтала побывать на Святой Земле.

*У горцев существует древняя легенда, повествующая о том, что святая Тамара до поры спит на краю земном в золотой колыбели. Но придет час, когда дойдет до ее слуха многоголосая людская скорбь, и тогда царица восстанет из своей усыпальницы и вернется в землю, которой некогда владела, чтобы сразиться с нечестивцами и отомстить им за свой народ.

После того как в Грузинской Церкви восстановлена была автокефалия, день памяти этой угодницы стал в стране общенациональным праздником. Главные мероприятия обычно проводятся в Тбилиси у церкви Дидубийской Божией Матери, в которой, по Преданию, праведница венчалась со своим вторым супругом. Также большое торжество устраивается в городе Алхацихе, в центре которого в честь легендарной повелительницы возведен значительных размеров монумент.

Во всех грузинских приходах проходят в день этот торжественные службы. Жители восхваляют величественную дочь народа и возносят ей молитвы о споспешествовании во всех их нуждах: «Во святых дивная, Иверии светило, благоверная царица Тамара, на горах высоких храмы воздвигшая, да в них моления воссылают к Господу, мольбами твоими крепость даровавшая всем христолюбивых людей страны Иверския, десницею же своею полчища агарянская ниспровергшая, моли Христа Бога спастися душам нашим!»

-8

ИКОНЫ СВЯТОЙ ЦАРИЦЫ ТАМАРЫ

Старинных росписей с изображением боголюбивой правительницы сохранились немного. Их в наши дни можно видеть в древнейшей грузинской обители Бетании, где на фресках подвижница предстоит в молитве за народ своей земли вместе с отцом Георгием III, в обителях Вардзия и Гелати, а также в древней церкви Метехи.

Святая благоверная Царица Тамара. Фреска монастыря Бетания, Грузия. Конец XII — начало XIII веков. Иконописцы Деметре и Софром
Святая благоверная Царица Тамара. Фреска монастыря Бетания, Грузия. Конец XII — начало XIII веков. Иконописцы Деметре и Софром

Средневековая фреска с ее изображением частично сохранена в церкви святителя Николая в Кинцвиси.

В России до XIX-го века часто святую Тамару изображали в молитвенном предстоянии Господу, со сложенными на груди руками. Иногда в подобного типа иконы включались лики ангелов или изображение благословляющей Десницы Господней.

Праведную властительницу всегда пишут в царственных одеяниях, с украшающим ее главу драгоценным венцом. В руках ее Крест, символизирующий несгибаемую веру подвижницы, или церковь, указывающая на множественные благодеяния царицы православным приходам и основание ею обители. В руках ее может быть также свиток с Евангельским Учением или держава - атрибут власти.

Царственную порфиру угодницы нередко украшает узор из золотых цветов, каждый из которых знаменует собою неисчислимые ее достоинства и добродетели.

КРЕСТ ЦАРИЦЫ ТАМАРЫ

В православном мире хорошо известен также Крест святой Тамары – старинная реликвия, представляющая собою позолоченный крест, в который вставлена частичка подлинного Древа Господня.

Эта святыня дарована была властительницей Грузии Ачийской церкви после одного из победоносных сражений. Там Крест и хранился до богоборческих времен.

После прихода к власти атеистов реликвию прятал у себя последний дьяк Ачийского прихода – Арсен Салуквадзе. Перед кончиной в 1953 году он передал святыню наследникам с наказом: «Кресту этому грозит большая опасность. Спрячьте и берегите его, заботьтесь о церкви Ачи и верните крест лишь тогда, когда в Ачийском храме возродится монастырская жизнь».

Ныне драгоценная эта реликвия снова находится в Ачийской церкви – там, где определила ей находится святая повелительница Грузии.

Крест святой Царицы Тамары в Ачийской церкви
Крест святой Царицы Тамары в Ачийской церкви

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СВЯТАЯ ЦАРИЦА ТАМАРА

«Я отец сирых и судия вдовиц», - говорила Тамара, стараясь всячески облегчить жизненные тяготы своих подданных.

Потому ей возносят моления о всяких нуждах и скорбях. Ее чтут как целительницу, как заступницу от вражьих злоумышлений, как надежную предстательницу за каждого члена Православной Церкви.

Ее считают покровительницей праведных государственных мужей и судей, а также военачальников и православного священства.

Ее чтут покровительницей обездоленных и неимущих, поскольку при жизни угодница десятую часть дохода государства распределяла среди бедных и притом строго следила, чтобы не пропало из той доли «ни единого зернышка».

Ее предстательства просят осужденные, поскольку много для облегчения их участи делала святая Тамара в дни жизни.

К ней взывают люди, пострадавшие от насилия и притеснения, поскольку в ее владениях никто не смел не только причинить тяжкие повреждения другому человеку, но даже и ударить его плетью – настолько милосердной к каждому была эта боголюбивая праведница.

-11