Казалось, жизнь ушла из-под ног Анны, но один неожиданный поворот событий после трагедии подарил надежду на лучшее будущее.
Анна и Павел познакомились 7 лет назад. 19-летняя Анна была студенткой первого курса экономического факультета, а Павел заканчивал последний курс, и был подающим надежды инженером. 23-летний Павел уже год работал в крупной компании. Оба приехали в Москву из маленьких российских городов.
Аню воспитывала бабушка, родителей не стало, когда девочке было 12 лет.
Павел же был единственным и поздним ребёнком в семье. Для родителей рождение сына стало долгожданным подарком судьбы, поэтому они не жалели ничего, несмотря на довольно ограниченные финансовые возможности.
Пылкие чувства между студентами возникли практически сразу, их роман завертелся стремительно. Через год Анна узнала, что беременна. Последовала тихая скромная свадьба в кругу институтских друзей. Родители жениха присутствовали на празднике, а бабушка Анны умерла за несколько месяцев до торжества.
Дальше начались суровые будни молодой семьи. У пары родилась дочка Сонечка. Анне пришлось перевестись на заочное отделение и посвятить себя ребенку. Финансовые проблемы также не обошли молодых родителей. Павел уверенно шел вверх по карьерной лестнице. Но на жизнь в столице едва хватало, съемная квартира, ребенок…
Супруги продали квартиру бабушки Анны, а родители Павла отдали все свои сбережения. Собранной суммы едва хватило на первоначальный взнос. Молодые взяли ипотеку и приобрели трехкомнатную квартиру в спальном районе столицы.
Жизнь потекла своим чередом, дочка росла. Когда Сонечку устроили в детский сад, Анна устроилась работать в одну фирму в экономический отдел, что хотя бы как-то облегчило финансовую нагрузку на семью.
Беда пришла откуда не ждали. Однажды вечером раздался телефонный звонок, звонила мама Павла. Супруг взял трубку, и уже в следующую минуту его лицо стало очень напряженным. Анна почувствовала, неприятное ощущение глубоко внутри, которое не предвещало ничего хорошего.
Павел долго и напряженно разговаривал по телефону, закрывшись в спальне. После чего отключил звонок и посмотрел на жену и сказал:
– У отца инсульт, он в больнице в тяжёлом состоянии. Врачи дают неутешительные прогнозы.
– Что теперь делать? – спросила Анна.
– Мама просит меня приехать. Она физически не может ухаживать за отцом в больнице. Ты же знаешь, что у неё высокое давление и проблемы с сердцем.
– Конечно, поезжай. Ты должен быть с отцом,– сказала она.
Анне стало до боли жалко любимого человека. Павел очень трепетно относился к отцу и матери. Он был их единственной опорой и надеждой. Анна даже иногда завидовала Павлу, что у него есть мама и папа.
Супруг взял отпуск за свой счет и уже на следующее утро поехал в родной город за 500 километров от Москвы. Следующие две недели Павел провел в больнице. Отцу, Льву Семеновичу стало лучше, врачи сделали все возможное, чтобы спасти 71-летнему пациенту жизнь. Однако, правая часть тела была полностью парализована, что стало огромной трагедией для Павла и мамы.
Спустя месяц отца выписали домой. Павел вынужден был вернуться в Москву, так как на работе уже потребовали его личного присутствия. Анне было больно смотреть на мужа, вся эта трагедия стала для него ударом. Но самое ужасное было еще впереди.
В один из дней Анна забрала Сонечку из детского сада и торопилась домой. Зайдя в квартиру, увидела Павла с очень растерянным видом. Он позвал жену в комнату, даже не дав возможности переодеться после работы.
– Аня, я не говорил тебе ничего, чтобы не расстраивать тебя, – тихо сказал супруг. – Мама не справляется с отцом, в её возрасте и проблемами со здоровьем это практически невозможно осуществлять уход за лежачим человеком. Я хотел найти для отца хороший дом престарелых, где бы он получал квалифицированную помощь, но для мамы это предложение стало настоящим ударом. Она категорически против этого.
Павел замолчал. Анне стало еще больше не по себе.
– Мама умоляет, чтобы мы забрали отца к нам. Ведь в Москве медицине лучше и возможно его поставят на ноги, – произнес он.
– В каком смысле к нам? Как ты себе это представляешь? У нас малогабаритная трешка, маленький ребёнок, Мы оба работаем? – в отчаянии Анна попыталась вернуть мужа к реальности.
– Прости родная, но это вопрос решенный. Я не могу поступить иначе. Он мой отец. В субботу на спецавтомобиле привезу папу к нам. Пожалуйста, реши в какой комнате мы его поселим, – отрезал муж и вышел из комнаты.
Слезы хлынули из глаз девушки. Она просто не могла себе представить, во что превратится жизнь их семьи всего через четыре дня. Обида на мужа душила Анну. Почему он не подумал о ней? Почему именно она должна положить свою молодость на уход за практически лежачим свекром?
Следующие три дня Анна судорожно искала и обзванивала все пансионаты для пожилых людей. Беседовала с огромным количеством сиделок. Но чем больше информации она получала, тем сильнее приходило осознание того, что ситуация просто безвыходная. Пансионаты стоили огромных денег, а стоимость услуг сиделок была просто фантастической. Их семейный бюджет, обременённый ипотечными платежами, просто не выдержит таких трат.
К субботе отчаяние Анны начало перерастать в настоящую истерику. Злость и обида на Павла накатывала с жуткой силой. Когда Льва Семеновича доставили к ним домой, Анна была уже на взводе.
– Добрый день, Анечка, – Лев Семенович постарался улыбнуться, когда его положили на кровать. – Ты извини меня, старика, я был против переезда к вам, это Павел настоял.
– Ну что ж теперь, как-нибудь постараемся поднять вас на ноги, чтобы вы смогли вернуться домой, – с плохо скрываемой злобой произнесла невестка.
Следующий год прошел как в тумане. Анна вынуждена была перевестись на дистанционный формат на работе. Повезло, что такая практика осталась на фирме со времен самоизоляции. При этом заработная плата на треть сократилась. Пенсии Льва Семеновича едва хватало на лекарства.
Отношения между супругами стали напряженными. Павел старался помочь жене в уходе за отцом, но это было лишь в свободное время, а его у работающего Павла было не так уж и много. Супруги начали ссориться по малейшему поводу.
Анна не могла сдерживать раздражение, а физическая и эмоциональная усталость лишь накапливалась. Ей было безумно себя жалко и это не позволяло её принять случившееся более или менее спокойно.
Несмотря не на что, Анна старалась, чтобы Лев Семенович встал на ноги. Ей удалось добиться того, чтобы свекор сел в инвалидное кресло и хотя бы частично смог себя обслуживать. Это было настоящей победой Анны над коварной болезнью. Ведь теперь отец мужа сможет вернуться к себе домой, чтобы быть вместе со свекровью. Эта мысль хоть как-то грела Анну и не давала сорваться окончательно.
Воскресным ранним утром громко и назойливо зазвонил телефон Павла. Сонный мужчина взял трубку.
– Алло – еще хриплым голосом произнес мужчина. - Здравствуйте, Мария Ивановна, – ответил Павел. - Как? Как это случилось? Я сейчас выезжаю.
Анна встала и посмотрела на мужа. Она впервые видела, как у него по щеке течет слеза.
– Что случилось? – в сердцах вскрикнула она.
– Соседка звонила, там мама… – Павел затих на несколько секунд, – Мама умерла.
Анна подошла к мужу и крепко его обняла. Дальше были похороны, боль мужа и свекра от потери. После похорон у Анны дома случилась настоящая истерика, Павел даже вызвал скорую помощь, чтобы медики вкололи успокоительное.
Только вот состояние Анны было вызвано даже не самим фактом смерти свекрови, это была последняя ступень отчаяния уставшего человека. Ведь она осознала, весь ужас произошедшего, и нервный срыв был вершиной её жизненной ситуации.
Анна отчетливо поняла, что теперь прикованный к инвалидному креслу Лев Семенович навсегда останется с ними. Её жизнь на долгие годы превратится в ад. Нет ни личной жизни, ни карьеры, ни свободного личного пространства.
С этими мыслями, Анна на следующий день шла в магазин. Слезы непроизвольно катились из глаз. Последнее, что она потом вспомнит, был жуткий скрежет тормозов и невыносимая боль в голове.
Когда Анна очнулась в больнице, рядом никого не было. Она попыталась что-то крикнуть, но на лице была кислородная маска. Вдруг женщину накрыло волной страха от непонимания того, что происходит. Через минуту в палату вбежала медсестра.
– Наконец-то вы очнулись, сейчас позову врача. Лежите, пожалуйста, спокойно, – сказала женщина и вышла из палаты.
Анна осталась одна в абсолютном недоумении, что она здесь делает. Все тело болело, она не могла пошевелить ни ногами, ни руками. Голова просто раскалывалась. В этот момент в палату вошел высокий седой мужчина в белом халате.
– Здравствуйте Анна, очень рад, что вы все же решили остаться с нами на этой грешной планете, – он подмигнул и улыбнулся, – сейчас сниму маску, дышите и не бойтесь.
Анна чуть не подавилась воздухом и начала кашлять.
– Вот и хорошо, – приветливо сказал доктор, – значит, будем жить.
– Что случилось со мной?– еле слышно спросила Аня.
– Вы попали под колеса автомобиля. Переходили на красный свет, а водитель не успел затормозить, – пояснил врач. – К нам вы поступили в крайне тяжелом состоянии, потом серьезная операция, трепанация и почти месяц в медикаментозной коме.
– Как месяц? - Анна не могла в это поверить.– У меня дочка дома маленькая.
– Успокойтесь, – оборвал пациентку врач. – Дома, насколько я знаю все нормально, ваша девочка с дедушкой и отцом.
На следующий день, Павлу разрешили ненадолго зайти в палату интенсивной терапии. Анна увидела мужа, и слезы потекли по щекам.
– Родная, любимая, ты что? Не плачь, тебе нельзя. Ты так нас напугала? - Павел нежно взял жену за руку.
– Как вы? Как Сонечка? – тихо спросила Анна, ей было очень тяжело говорить.
Павел погладил жену по волосам и сказал:
– Не переживай все нормально. Сонечка дома вместе с дедушкой.
Прочитав удивление и немой вопрос в глазах жены, Павел продолжил:
– Когда произошло все это, я почти неделю сидел под дверями реанимации. Мне казалось, что если я уйду, то с тобой что-то случиться нехорошее, – в глазах мужа заблестели слезы. – Отец, уж не знаю, как ему это удалось, смог взять на себя всю заботу о Софии. Я даже сам не понимаю, как он это делает. Он готовит кушать, занимается и играет с Соней. Папа как будто забыл, что ему самому нужна помощь и ловко управляется со всем домашним хозяйством. Представляешь, папа даже полы моет, заставил купить ему специальную швабру, чтобы тряпку смог отжимать.
В эту минуту в палату заглянула медсестра:
– Супругу пора покинуть палату, Анне Николаевне нужен покой.
Павел поцеловал жену и вышел. В голове у Анны был просто рой мыслей. Она даже подумать не могла, что еще совсем недавно злилась на свекра из-за его беспомощности, а сейчас сама лежит и каждое движение причиняет боль.
– Да, пути Господни неисповедимы, – подумала она. Вдруг на душе стало как-то легко. Она так давно не ощущала себя так спокойно, несмотря на физическую боль, которую испытывала.
Через месяц Аню выписали, но предстоял еще долгий путь реабилитации. Но женщина знала, что все будет хорошо. Все вместе они это преодолеют. Стоит сказать, что Лев Семенович оказался очень внимательным и заботливым. Несмотря на проблемы с собственным здоровьем, он взял на себя большой объем домашних дел, пока Анна восстанавливалась. Супруги недоумевали, как ловко у него все получается.
В семью вернулось душевное спокойствие и ощущение счастья, которое сама хозяйка дома чуть было не разрушила.
Пережитое потрясение заставило Анну переосмыслить многие вещи. Она стала больше ценить семейные узы и понимать, насколько важно уметь идти на компромиссы. Однажды сын ее соседки Коли столкнулся с похожей ситуацией в своей семье, когда его отец перед смертью решил устроить необычное испытание для своих сыновей, кто получит наследство, читать рассказ...