Каждый день происходят новые открытия. Вспомните себя год назад – чем вы тогда еще не пользовались, а уже сейчас это стало привычным?
Новые условия диктуют нам все сферы жизни – мы уже не можем прожить без телефона и интернета, удобных приложений, вроде мобильного банка или доставки еды. Рабочие моменты мы решаем молниеносно – достаточно пары печатных или голосовых сообщений в рабочем чате в привычном мессенджере.
Что помогает нам быть адаптивными к изменяющейся среде? Как понять, какие навыки и компетенции развивать, если кажется, что уже изучил все? Что ставить в приоритет в индивидуальном плане развития?
Сначала разберемся с классификацией компетенций. Какие они бывают?
1. Социальные компетенции. Навыки общения: как с помощью слов, так и без них - с помощью жестов, языка тела или внешнего облика в целом.
2. Когнитивные (познавательные) компетенции. Работа с информацией: ее поиск, обработка, выводы на основе данных.
3. Функциональные компетенции. Это необходимые для конкретной должности навыки, которые можно условно приравнять к hard skills.
4. Отдельно выделяют Личностные компетенции. Они же поведенческие навыки, связанные с темпераментом.
5. МетаКомпетенции. Они находятся на стыке предыдущих видов компетенций, не зависят от конкретной должности и могут пригождаться в самых разных профессиях.
Метакомпетенции – это система. Благодаря развитию отдельных метакомпетенций, мы можем влиять на улучшение других компетенций, перечисленных выше. Находясь на стыке компетенций метакомпетенции являются своего рода фундаментом личностного роста.
Дело в том, что в эпистемологии приставка «мета-» добавляет слову значение «о себе». Метаданные — это данные о данных, метаисследование — исследование других исследований, метакомпетенции — навык приобретения новых навыков, универсальные умения, которые помогают нам реализоваться в любой деятельности, независимо от специализации.
Психологи и социологи включают в это понятие способность адаптироваться к изменяющейся среде, креативность, готовность учиться и переучиваться, отбирать и использовать в своей работе новую информацию и технологии. В быстро меняющемся мире именно метакомпетенции позволяют нам оставаться конкурентноспособными и находить решения даже в самых непростых ситуациях.
Так, в исследованиях российских авторов приводятся следующие характерные признаки Метакомпетенций:
«Под метакомпетенциями можно понимать некие надстройки, которые необходимы для развития и формирования новых компетенций».
*Михайличенко С.А., Буряк Ю.Ю., Афанаскова Ю.А. Метакомпетенции как основа успешной самореализации выпускников на рынке труда
«Метакомпетенции — это группа универсальных компетенций, обеспечивающих эффективную реализацию всех профессиональных компетенций».
*Резчикова Е. В. Дидактические основы формирования метакомпетенций
Эксперт Корпоративного университета Лыжина Кристина на вебинаре «Метакомпетенции. Работа с негативными состояниями» дает следующее определение, которое включает в себя все характерные особенности понятия:
"Метакомпетенции – это качества, которые развиваются как базовые и помогают в формировании и развитии основных профессиональных и личностных качеств, необходимые для повышения эффективности в социальной жизни и рабочей среде".
Так как исследования по метакомпетенциями стали активно проводится только последние несколько лет, нельзя сказать точно, какое количество компетенций относится к «мета», так как эксперты регулярно пополняют эту «копилку».
Однако уже сейчас можно сказать, что точно является метакомпетенциями. Мы представили их следующей схемой:
Метакомпетенции и лидерство
Существует стереотип, который гласит, что лидерство – это качество врожденное. И либо ты обладаешь задатками лидера с самого детства, либо никогда им не станешь.
Несмотря на этот стереотип еще 10 лет назад тренинги по лидерству были очень популярны и буквально каждый хотел развить это качество в себе, возможно даже не отвечая себе на вопрос «зачем?».
Самый распространенный ответ на вопрос «Кто такой лидер?» звучит так: «Это человек, который способен повести за собой других». Так ли это на самом деле и при чем здесь метакомпетенции? Давайте разберемся вместе.
Команда Assessment Systems взяла за основу более 1000 исследований 21 модели компетенций, которая включает 171 132 человека из 179 стран, и разработала собственную методологию в области оценки метакомпетенций лидеров будущего.
Эксперты организации пришли к выводу, что высокий уровень развития метакомпетенций формирует лидера. Безусловно, именно занимая позицию лидера на работе, в семье или в среде своих друзей человек демонстрирует определенные качества. Восприятие нас другими людьми может зависить от уровня развития метакомпетенций, транслируете ли вы окружающим определенную модель поведения, отдельные навыки и умения, комплексные компетенции – например, этику ответственности и стрессоустойчивость как дома, так и на работе.
В итоге можно представить модель, основанную на 3-х «императивах» лидера, готового к вызовам будущего:
- Выбор: необходимость принимать осмысленные и оптимальные решения на основе разнородной информации.
- Изменения: необходимость адаптироваться самому и помогать меняться людям и системам вокруг.
- Сотрудничество: необходимость выстраивать продуктивные отношения в профессиональной и социальной жизни.
Лидерство проявляется через комплекс метакомпетенций и таким образом мы можем прийти к выводу, что любой человек является лидером, вопрос лишь в том, осознает ли и демонстрирует ли он свою прокаченную систему метакомпетенций.