Найти тему

О портрете чернокожего всадника с аукциона «Сотбис»

Три года назад на аукционе «Сотбис», насколько я понял, на этот раз на торгах, прошедших в Париже, продавался простецки выполненный портрет чернокожего всадника со свитой. Аукционные эксперты атрибутировали портрет как принадлежащий французской школе, а его персонажа – как Франсуа Доминика Туссен-Лувертюра. По их мнение, изображение создано около 1800 г.

Конечно же, не нужно объяснять, кто такой Туссен-Лувертюр (1743-1803) – лидер восстания чернокожих рабов на Гаити в эпоху Великой французской революции, первый глава независимого Гаитянского государства. Он, видимо, наиболее известный чернокожий герой первой половины XIX в., этим, очевидно, и объяснятся тот факт, что аукционеры сочли, что на портрете изображен именно Туссен. Негр в европейской униформе явно французского стиля, относящейся к первой половине XIX в., тем более с кокардой на шляпе цветов гаитянского флага – конечно, это Туссен-Лувертюр, кто же еще?

Между тем на портрете, скорее всего, запечатлен не он.

Для начала приведу наиболее часто тиражируемый, канонический портрет Лувертюра

Шубар «Портрет Тууссена-Лувертюра»
Шубар «Портрет Тууссена-Лувертюра»

Справедливо ради, следует признать, что существуют портреты (сложно сказать, насколько достоверные, а насколько фантазийные) Лувертюра с «более обычным» негритянским лицом, без утрированно выпяченной нижней челюсти. Но у меня в памяти гаитянский предводитель запечатлелся именно таким, как он изображен выше, поэтому при взгляде на аукционный портрет сразу закрадываются сомнения в правильности его атрибуции. Хочется воскликнуть: «Не похож!».

Однако важнее другое. Как было уже сказано выше, существует целый ряд портретов Лувертюра, выполненных авторами, которые никогда в жизни его не видели и наделяли его той или иной внешностью на свое усмотрение. И в данном случае вполне мог бы быть аналогичный случай. Однако….

Однако очень многое в облачении центральной фигуры и его свиты указывает на стилевые особенности, характерные для более позднего времени, чем период жизни Туссен-Лувертюра, а именно для 1830-50-е гг. Это эполеты образца явно более позднего, чем эпоха Великой французской революции, сужающееся к талии шитье по борту мундира центрального персонажа. Даже красные штаны, ставшие традиционным и узнаваемым элементом французского мундирного комплекса, появились в 1829 г. Впрочем, к последнему аргументу стоит относиться осторожно – история гаитянских мундиров толком не известна никому, включая, подозреваю, самих гаитянццев, кто их знает, может быть. они массово носили красные штаны, «когда это еще не стало мэйнстримом».

Но есть одна деталь, которая подтверждает наши подозрения, что на картине представлен персонаж более позднего, чем Туссен-Лувертюр, времени. Это шитье на конце чепрака главного героя картины

-3

При таком качестве, конечно, сложно что-либо разобрать на этом элементе отделки. Но, вот, я помещу другую картинку и, вооружившись ей, можно что-то различить и на выше приведенном фрагменте. В углу чепрака вышита пальма, а на фоне пальмы можно (хотя и с трудом) разглядеть фигуру (по крайней мере, голову) орла, правда, расположенную чуть иначе – клювом направо (от нас).

-4

Это герб Второй Гаитянской империи. После смерти Туссен-Лувертюра Гаити пережило множество смен политических режимов – сначала Первую империю во главе с императором Жан-Жаком Дессалином, потом республику, потом королевство с королем Анри-Кристофом, затем опять республику с несколькими сменявшими друг друга президентами, потом Вторую империю, которую затем, в свою очередь, опять сменила республика. Практически с каждой сменой режима менялся и герб Гаити. В период республики, предшествующий Второй империи, например, на гербе отсутствовал орел, зато присутствовал фригийский колпак, водруженный на верхушку пальмы. Здесь колпака, вроде бы, не видно, но орел в наличии.

Из этого можно заключить, что изображенный относится к эпохе Второй империи на Гаити (1849-59) и скорее всего на портрете представлен сам Его величество император Фостен I. Даю несколько его достоверных (хотя шут их знает, насколько они достоверные) портретов

Неизвестный художник «Фостен I, император Гаити, в коронационном одеянии»
Неизвестный художник «Фостен I, император Гаити, в коронационном одеянии»
Неизвестный художник «Сулук-Фостен I, император Гаити»
Неизвестный художник «Сулук-Фостен I, император Гаити»
Неизвестный художник «Фостен I, император Гаити»
Неизвестный художник «Фостен I, император Гаити»

Воздержусь от суждений, похож ли чернокожий всадник на аукционной картине на императора Фостена на его считающихся достоверными портретах. Но по совокупности деталей, на мой взгляд, на ней изображен Фостен, а не Туссен-Лувертюр.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.